четверг, 28 ноября 2019 г.

Влияние новых технологий на процесс обучения

#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик



Как известно, восприятие каждого человека имеет свои индивидуальные особенности. При этом общим для всех является то, что мы познаем мир с помощью чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания и т. д.

С физиологической точки зрения каждый канал восприятия работает отдельно. Мы слышим ушами, видим глазами, а осязаем кожей. Однако некоторые люди вообще не испытывают ощущений – такой феномен называют анестезией. Если же человек одновременно испытывает несколько ощущений, это называется синестезией.

Синестеты – люди, способные к синестезии – обладают большим, по сравнению с другими, и уникальным сенсорным опытом. В мире число таких людей очень невелико. Однако в отдельных случаях практически каждый из нас испытывает нечто подобное. Мы одновременно используем несколько каналов восприятия в процессе коммуникации, когда наш мозг интерпретирует различные символы (например, рисунки или смайлики в сообщениях) или определяет смысл слов, которые мы слышим от собеседника или выбираем для того, чтобы донести до собеседника свою мысль.

Использованию символов в коммуникации посвящена наука семиотика, а различным значениям слов – семантика. Вопросам синестезии, семантики и семиотики в связи с процессами восприятия и понимания посвящено много научных работ. Однако новые исследования с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ) дает возможность по-новому взглянуть на эти феномены и рассмотреть их в комплексе.

Процессы восприятия и понимания смыслов являются ключевыми в обучении человека. Понимание этого механизма дает нам новые идеи для того, чтобы улучшать существующие методы обучения и переходить к новым образовательным парадигмам.

Процесс обучения человека может быть описан с помощью «модели трех С». Главными компонентами в ней являются синестезия, семиотика и семантика. Они взаимодействуют таким образом, чтобы обеспечивать понимание и способность к коммуникации. При этом семиотика включает в себя понимание значений символов, а семантика – восприятие и понимание значений слов, а также использование их в процессе коммуникации. Когда взаимодействуют все три компонента модели, происходит обучение.

С появлением Интернета процесс коммуникации сильно изменился. Компьютеры, планшеты, социальные сети и многие другие технологии изменили мир и во многом повлияли на то, как мы получаем новые знания об окружающем мире. Изменились сами психические механизмы обучения.

Традиционная психология обучения объединяет различные теории, которые описывают процесс обучения и выдвигают идеи, как делать его более эффективным. Сегодня таких теорий более ста. Они охватывают такой спектр тем, как эмоции, эмпатия, восприятие, визуализация, повторение, внимание, мотивация, память, интеллект, семантика, семиотика, познание, ассоциативное мышление, понимание мыслительных моделей и многие другие.

В современных условиях психология обучения сближается с медиапсихологией, которая использует психологические теории, применимые в медиа, касающиеся восприятия изображений, графики и звуков, что передаются с помощью современных технологий.

Известный канадский ученый Маршал Маклюэн разделял психологию и медиатехнологии, рассматривая сообщения и среду, в которой они распространяются. Если спроецировать эту мысль на процесс обучения, учебный материал по химии, математике или английскому языку остается таковым независимо от того, какие технологии используют для его передачи.

Сегодня медиапсихологию часто рассматривают в комплексе с психологией обучения. Ученые пытаются установить, как современные технологии могут делать учебный процесс более эффективным.

Использование идей медиапсихологии в исследованиях по психологии обучения становится актуальным в связи с возникновением новых форм обучения: дистанционного, смешанного, онлайн-обучения и т. д. И рассмотренная выше «модель трех С» находит здесь широкое применение.

Сегодня Интернет – это глобальная сеть распространения мыслей и идей. Обучение происходит благодаря сигналам, которые поступают в мозг через разные каналы восприятия. Этот процесс уникален для каждого человека и для каждого вида воспринимаемой информации. Однако он синестетичен по своей природе и подразумевает одновременное переживание нескольких чувств.

Сегодня появляется все больше и больше научных работ, посвященных взаимодействию каналов восприятия. Ученые установили, например, что звук может усиливать визуальное или тактильное восприятие. Звук может также вызывать тактильные ощущения.

Исследования в области кинематографа подтвердили, что музыкальное сопровождение очень важно для восприятия фильма. Это лишь немногие примеры мультисенсорного восприятия, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни.

Сенсорный опыт у каждого человека проявляется по-разному. Чувства и сенсорные реакции возникают и воспринимаются в результате взаимодействия между разными участками мозга. Например, эмоции также возникают как реакция на сенсорные сигналы. Синестезия – это реакция, которую мы переживаем, не осознавая ее. Синестеты же делают это осознанно.

Эксперты по образованию отмечают, что в последнее время появилось много компьютерных программ и приложений, которые хорошо подходят для онлайн-обучения. Они помогают лучше усваивать учебный материал, улучшают восприятие и т. д. Электронные инструменты для обучения сегодня более доступны, чем когда-либо. Их можно применять для достижения самых разнообразных образовательных целей – от изучения иностранных языков до развития новых навыков.

Например, сегодня доступны приложения, которые могут озвучивать текстовые документы. При этом каждое слово, которое озвучивается в данный момент, выделяется другим цветом. Использование такой технологии может быть чрезвычайно полезным при изучении иностранных языков. Кроме того, в сочетании с другими инструментами данное приложение может развивать навыки чтения даже у людей с дислексией и другими расстройствами обучения.

Использование подобных приложений в учебном процессе эффективно потому, что охватывает все элементы «модели трех С». Данная модель может стать новым инструментом для оценки эффективности учебного процесса, и ее использование поможет психологам и экспертам в области образования правильно применять новейшие цифровые технологии в учебном процессе.

Польза дневного сна для школьников

#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик



Спросите любых родителей, полезен ли для ребенка дневной сон. Ответ будет однозначным – да. Дневной сон повышает настроение, восстанавливает энергию ребенка, повышает его успеваемость. Ученые из университета Пенсильвании и Калифорнийского университета (США) провели исследование, которое полностью подтвердило такие утверждения родителей.

Оно показало, что дети школьного возраста, которые спят по 30-60 минут днем, более счастливы, лучше умеют себя контролировать и имеют меньше проблем с поведением. Такие дети также имеют более высокий уровень IQ и более высокую успеваемость в школе.

В исследовании приняли участие более 3000 детей в возрасте 10-12 лет – учеников 4-6 классов. В его результате была выявлена взаимосвязь между дневным сном и чувством счастья, самоконтролем и упорством. Один из инициаторов исследования, нейробиолог Адриан Рейн, сообщил: «Установлено, что дети, которые спят днем, испытывают меньше проблем с поведением и имеют более высокий уровень IQ. Последнее особенно явно проявлялось у шестиклассников. Особенно сильным является влияние дневного сна на школьную успеваемость детей».

Другой руководитель исследования, профессор медицины из университета Пенсильвании Джанхонг Лиу говорит: «Удивительно, но недостаток сна и дневная сонливость очень распространены среди детей. От них страдают около 20% всех детей. Психологам и медикам хорошо известно, как влияет недостаток сна на эмоциональную, познавательную сферы ребенка и его физиологию. Однако в большинстве предыдущих исследований принимали участие только дошкольники. Со школьниками подобные исследования практически не проводились».

Отчасти это объясняется тем, что в США у детей с определенного возраста нет возможности спать днем. Однако, например, в Китае это повседневная практика – и у младших, и у старших школьников есть возможность спать днем. Часто такая привычка остается и во взрослом возрасте.

Поэтому организаторы исследования использовали результаты подобного исследования, проведенного в Китае, чтобы проследить влияние дневного сна для детей в возрасте от дошкольного до подросткового.

Ученые собрали данные о том, сколько времени каждый из исследуемых детей спал днем. Первый раз сбор таких данных проходил, когда дети учились в 4 классе, второй раз – в 6 классе. Вместе с тем измерялись психологические (целеустремленность, уровень счастья) и физические (индекс массы тела, уровень глюкозы в крови) параметры детей. Исследователи также просили учителей охарактеризовать поведение и уровень успеваемости каждого исследуемого ребенка.

Ученые утверждают, что такое комплексное долгосрочное исследование проводилось впервые. Кроме всего прочего, у них была возможность напрямую взаимодействовать с детьми, задавать им вопросы по поводу успеваемости в школе и проблем с поведением.

Как и предполагалось, ученые пришли к выводу, что дневной сон улучшает физические и психические показатели детей. Чем больше ребенок спит в течение дня, тем сильнее положительный эффект.

Организаторы исследования утверждают, что полученные результаты можно использовать в практике школьного обучения. Сегодня многие педиатры и эксперты по детскому развитию говорят о необходимости перенести начало учебного дня на более позднее время. Однако, по мнению ученых, раннее начало уроков может быть компенсировано дневным сном. То, что уроки при этом будут заканчиваться позже, также имеет свои преимущества: дети меньше времени будут проводить за экранами компьютеров и телевизоров дома. Это очень распространенное явление в наши дни, и оно имеет много отрицательных последствий для детей.

Ученые говорят, что исследование данной темы имеет большие перспективы. Например, в будущем можно выяснить, почему дети в более образованных семьях уделяют дневному сну больше времени, чем в менее образованных семьях. Учитывая культурные традиции и индивидуальные особенности каждого человека, можно было бы вести пропаганду дневного сна в глобальных масштабах. В результате люди могут задуматься о том, влияет ли дневной сон на успеваемость напрямую или он является частью какого-то более сложного механизма.

Однако, чтобы ответить на эти вопросы, ученым предстоит проделать еще много работы. Сегодня же они надеются, что результаты проведенного исследования помогут выработать у детей привычку дневного сна.

Что происходит в голове у вашего ребенка?

#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик



Многие из нас видели мультфильм «Головоломка». В нем показана комната управления детским мозгом. Субличности ребенка работают для того, чтобы он чувствовал себя в безопасности и был счастлив. Сюжет мультфильма становится интересным, когда Страх, Гнев, Радость, Отвращение и Грусть начинают бороться за контроль.

Например, когда верх берет Страх, ребенок съеживается. Когда главным является Гнев, ребенок начинает ругаться. Так мы понимаем, что все эти персонажи отображают эмоциональный опыт ребенка.

Но такая модель работает на самом деле. В мультфильме довольно точно показано, как работают наши эмоции. Также существуют целые направления психотерапии, которые используют подобные модели. Например, одной из идей системной семейной психотерапии является то, что внутри каждого из нас есть несколько частей, или субличностей, которые взаимодействуют друг с другом и определяют наше поведение.

Вернемся к мультфильму «Головоломка». Он во многом объясняет детское поведение. Представьте типичную ситуацию: трехлетний ребенок просит у вас голубую чашку, которая ему нравится. Когда вы даете ему чашку, он впадает в истерику. Если вы спросите его: «Почему?», он ответит: «Потому, что ты дала мне голубую чашку».

У многих из нас есть подобные истории. Кто-то вспомнит своего милого и вежливого сына, который превращается в настоящего монстра, когда вы говорите ему выключить компьютер. Кто-то вспомнит о дочери-старшекласснице, которая учится на «отлично», но каждый день допоздна гуляет с друзьями. Это было бы совсем не характерно для нее…если бы ее психика состояла всего лишь из одной части.

Понимание наших внутренних субличностей помогает нам в воспитании детей.

Не только наши дети могут вести себя нехарактерно для самих себя. Родители знают, что такое потерять самообладание и затем жалеть об этом. Извиняясь за такие ситуации, мы говорим: «Я был не в себе» и стараемся в будущем лучше контролировать себя, чтобы такие ситуации больше не повторялись. Идея о том, что внутри нас есть разные части, которые борются между собой, помогают во многом понять наше поведение.

Известный американский психолог Ричард Шварц, который работал в русле системной семейной психотерапии, утверждает: пытаясь контролировать себя в сложных ситуациях, мы только подпитываем наши субличности.

Вот как Ричард Шварц объясняет теорию субличностей на примере родительско-детских отношений:

«Вспомните случай, когда вы потеряли самообладание, общаясь с ребенком. Возможно, вы игнорировали ребенка в несвойственной вам манере, возможно, разозлились и пристыдили его. Вспоминая этот случай, вы сожалеете, что поступили именно так. Обратите внимание сначала на то, что сделал ребенок, а затем на то, какую реакцию это вызвало в вашем теле. Наконец, обратите внимание, какая часть вашей психики при этом активизировалась. Теперь вы можете понять, из каких частей состоит ваша психика».

Согласно теории системной семейной психотерапии, существует 3 типа субличностей:

1. Менеджеры – следят за тем, чтобы мы поступали таким образом, чтобы испытывать как можно меньше болезненных чувств.

2. Изгнанники – хранят наши стыд, боль и травмы, которые мы пережили в детстве. Изгнанники хотят, чтобы их услышали и исцелили, поэтому они используют болезненные эмоции, чтобы выйти на первый план. Как следствие, менеджеры прилагают усилия, чтобы заставить их замолчать. Если менеджеры не справляются, на помощь приходят субличности третьего типа – пожарные.

3. Пожарные – используют более экстремальные методы, чтобы избежать болезненных эмоций. Например, вы можете накричать на любимого человека или «заедать» свои эмоции.

Вам может показаться, что такая модель к вам не применима. Но давайте вернемся к примеру, когда вы теряете самообладание, общаясь с ребенком.

Ричард Шварц объясняет: «Когда вы злитесь на ребенка, одна субличность может заставить вас накричать на него, а другая – замолчать и игнорировать его, чтобы не допустить негативных последствий. Вариантов может быть много. У всех нас есть три субличности, и поведение ребенка может актуализировать каждую из них. Мы можем работать с ними, чтобы избежать неадекватных реакций в разных ситуациях».

Шварц утверждает, что, если мы не будем работать с нашими субличностями, мы будем проецировать на своих детей свои эмоциональные травмы. Однако все родители всеми силами хотят этого избежать. Единственный способ выйти из этой модели – получить доступ к центральной части своей личности, которую Шварц называет самостью.

Шварц утверждает, что самость есть у каждого из нас с рождения. Это ядро нашей личности, и в этой части есть все, что необходимо нам, чтобы стать хорошими родителями. Когда человек взаимодействует с окружающим миром из своей самости, проявляются его природные качества. Шварц дает такой перечень этих качеств: спокойствие, ясность сознания, сострадание, любопытство, уверенность, смелость, креативность, эмоциональная связь, терпение, видение перспективы, настойчивость и игривость.

Таким образом, все три субличности работают согласованно, и это помогает вам хорошо взаимодействовать с ребенком. Шварц утверждает: «Воспитание ребенка заключается не в том, чтобы научить ребенка тому, чего он не знает. Вам нужно работать с тем, что мешает ребенку вести себя правильно. Если вам кажется, что ребенок вас обижает, вы можете чрезмерно реагировать на такие ситуации. Если поведение ребенка актуализирует вашу субличность, которую вы боитесь или ненавидите, вы тоже будете чрезмерно реагировать. И такие ситуации будут неоднократно повторяться, пока ребенок растет.

Бросая такой вызов вашим субличностям, ребенок показывает вам, что вам нужно в себе исцелить, а не стыдиться или подавлять».

Музыка важна для развития и взаимоотношений ребенка

#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик



Недавние исследования психологов показали, что занятия детей музыкой и даже простое прослушивание музыкальных произведений способствуют развитию детского мозга. В то же время другие исследования показали, что, если родители слушают с детьми музыку, поют песни или танцуют, это положительно сказывается на взаимоотношениях между ними.

Иными словами, музыка имеет для детей множество преимуществ. Рассмотрим их подробнее.

Исследования, в которых были использованы различные техники нейровизуализации, показали, что обучение детей музыке в раннем возрасте (до 7 лет) вызывает физические изменения в структуре и функциях мозга.

В ходе одного из данных исследований было установлено, что при занятиях музыкой в мозолистом теле (участке в центральной части мозга, отвечающем за координацию между полушариями) увеличивается количество белого вещества. Иными словами, увеличивается количество нейронных связей между полушариями. Например, известно, что Альберт Эйнштейн с детства играл на скрипке, и исследование его мозга показало необычайно сильные связи между различными участками.

Другое исследование показало, что раннее обучение музыке увеличивает количество серого вещества в коре головного мозга, особенно в сенсомоторной его области. Таким образом, у ребенка развивается координация. Также было установлено, что улучшенная координация в свою очередь улучшает эмоциональную регуляцию и способность подавлять негативные эмоциональные реакции на события. Иными словами, занятия музыкой с раннего возраста повышают способность ребенка справляться с разочарованиями и избегать излишне эмоциональных реакций на сложные ситуации.

Еще одним открытием стало то, что даже непродолжительные занятия музыкой приводят к увеличению кровотока в левом полушарии. Это способствует развитию способности восприятия языка.

В 2018 году в ходе исследования группа американских ученых доказала, что дети с младенческого возраста реагируют на прослушивание музыки, и это занятие способствует развитию у них речевых навыков. Было также установлено, что, кроме навыков речи, музыка положительно влияет и на развитие других познавательных функций (таких как внимание, зрительно-пространственное восприятие и исполнительные функции).

Взаимосвязь между музыкой и функционированием мозга стала предметом многочисленных исследований психологов. Использование методов нейровизуализации в исследованиях, проведенных за последние несколько лет, показало, что музыка активизирует все участки головного мозга. Это относится ко всем людям, а не только к детям.

Для музыкантов игра на инструментах не только активизирует мозг, но и развивает его. В целом у музыкантов наблюдается большее количество нейронных связей между полушариями мозга, чем у других групп людей. Они также обладают хорошей долговременной памятью, слухом и гибкостью когнитивных функций. Благодаря нейропластичности (возникновению новых нейронных связей) эти функции развиваются.

Проще говоря, игра на музыкальных инструментах и прослушивание музыки «перестраивают» мозг, укрепляя уже существующие нейронные цепи или формируя новые.

Эксперты в области детского развития сходятся во мнении, что прослушивание музыки развивает у детей навыки слушания, а также помогает им преодолевать трудности в обучении. Однако результаты последних исследований показывают, что активные занятия музыкой могут иметь для ребенка множество дополнительных положительных эффектов.

Кроме всего прочего, занятия музыкой развивают:

Игра на музыкальных инструментах может вызвать у ребенка ощущение достижения, а также повысить его самооценку. Также ребенок может развить уверенность в себе, настойчивость в преодолении трудностей с обучением, самодисциплину и т. д.

Американскими учеными был проведен эксперимент, в ходе которого исследовалось социальное развитие детей, в частности, такие характеристики, как компетентность, уверенность в себе, забота об окружающих и сплоченность. В исследовании приняли участие 180 детей в возрасте от 8 до 17 лет. В течение трех лет дети, помимо обычной школьной программы, занимались музыкой в школьных оркестрах. Эксперимент продемонстрировал, что все участники эксперимента показали значительное улучшение всех исследуемых характеристик.

Слушать музыку или учиться играть на музыкальных инструментах полезно в любом возрасте, даже во взрослом. Это вызывает чувство удовлетворенности собой и положительные изменения в работе мозга. Однако эксперты считают, что максимальная польза может быть достигнута, когда ребенок начал заниматься музыкой до семи лет.

Современные родители все чаще включают ребенку музыку с первых месяцев жизни. Молодые мамы поют своим детям песенки и покупают им музыкальные игрушки. Играя в них, ребенок понимает, что для того, чтобы издать определенный звук, нужно нажать на кнопку. Такое понимание причины и следствия становится первым шагом в освоении музыкальных инструментов.

Ученые утверждают, что совместное прослушивание музыки или пение укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми, а также развивает эмпатию. Такие занятия, как пение или танцы, требуют синхронизации. Даже простое прослушивание музыки активизирует участки мозга, отвечающие за сочувствие, положительные эмоции и удовольствие. Исследования показали, что прослушивание музыки приводит к выделению дофамина – гормона, который активизирует центр удовольствия в головном мозге.

Совместные занятия музыкой позволяют участникам более гармонично взаимодействовать друг с другом. Со временем такое взаимодействие выходит за рамки занятий музыкой и проявляется и в повседневной жизни.

Другие исследования показывают, что развитие эмпатии в раннем детстве способствует развитию социальных навыков и склонности ребенка к сотрудничеству.

Существует множество способов использовать музыку для взаимодействия с ребенком. Рассмотрим некоторые из них.

У младенцев это не только формирует эмоциональную привязанность к маме, но и способствует развитию языковых навыков. Когда ребенок становится старше, вы можете петь вместе с ним. Пение позволяет вам эмоционально настроиться друг на друга. Найдите веселые детские песенки, которые вы сможете петь вместе с ребенком и всей семьей. Это может стать хорошим занятием для семейных поездок, совместных ужинов и других подобных моментов.

Можно начать с того, что вы возьмете ребенка на руки и будете кружить по комнате вместе с ним. Для этого выбирайте детскую музыку, которая нравится вашему ребенку. Когда ребенок пойдет в школу, попросите его научить вас танцевать под его любимые песни. Не бойтесь показаться глупыми, когда веселитесь вместе с ребенком. Это занятие может заменить просмотр телепрограмм, и это положительно скажется на вашей физической форме.

Это также может стать для вас веселым и интересным занятием. Вы можете ставить ребенку свои любимые мелодии или вместе слушать что-то новое. Познакомьте ребенка с шедеврами классической музыки.

Это хороший способ привнести что-то новое в ваш семейный досуг. Ходите на концерты как классической, так и современной музыки.

Ваши занятия могут послужить хорошим примером для ребенка. Исследования показывают, что игра на музыкальных инструментах способствует развитию когнитивных, социальных и эмоциональных навыков не только у детей, но и у взрослых. Вы можете играть с ребенком в дуэте, и такие занятия могут стать вашим общим хобби.