вторник, 26 ноября 2019 г.

Как исправить грубое поведение ребенка

#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик



Ольга, мать двоих детей, рассказывает: «Когда моя старшая 12-летняя дочь однажды пришла из школы, я сказала ей: «Отдохни немного и поедем покупать тебе новые туфли».

В ответ моя дочь (которая, кстати, обычно спокойна и вежлива) бросила сумку на пол и вскрикнула: «Господи, я только вернулась домой, и мне нельзя хотя бы 5 минут передохнуть? Хорошо! Едем!»

Я сказала:

- Не обязательно ехать прямо сейчас. Отдохни. Хочешь, я приготовлю тебе чаю?

- Нет. Нам нужно ехать. Поехали.

- Успокойся. Отдохни немного.

- Сама отдохни! То ты заставляешь ехать меня прямо сейчас, то говоришь, чтобы я отдохнула!

И она хлопнула дверью своей комнаты.

«Что с ней случилось?», –– спросила моя младшая дочь.  Я ответила: «Не знаю, может, у нее просто плохое настроение».

Когда ребенок среднего школьного возраста начинает плохо себя вести, кричит на родителей или остро реагирует на каждое их слово, это вызывает у них шок. Сначала родители поступают так же, как и в те времена, когда ребенок был младше: пытаются понять, что вызвало у него такую реакцию. Может быть, он голоден или устал? Но затем родители понимают, что причиной такого поведения является переходный возраст ребенка.

Родителям может показаться, что ребенок слишком быстро превратился из счастливого в придирчивого. И это похоже на правду. В конце концов, такое поведение можно ожидать от подростков 13–14- летнего возраста, а не от 9-летних детей. Но такие перемены в поведении ребенка – не ваша вина. В переходном возрасте дети часто стремятся все делать по-своему.

При этом они не всегда специально стараются быть непослушными. Причина их поведения в том, что в этом возрасте дети пытаются понять, кем являются на самом деле и стать более самостоятельными, независимыми от родителей.

Кроме этого, существует еще множество факторов, влияющих на ребенка. Например, благодаря мобильным телефонам и социальным сетям дети раньше устанавливают тесные связи со своими сверстниками и в то же время отдаляются от родителей. Кроме того, многие современные телевизионные шоу и мультфильмы, предназначенные для этой возрастной группы, показывают взрослых как недалеких и глупых людей (вспомните хотя бы всем известного героя мультсериала Гомера Симпсона).

Стоит также отметить, что в переходном возрасте мальчики и девочки ведут себя по-разному. Девочки ведут себя слишком драматично и проявляют чрезмерные реакции, в то время как мальчики склонны к неповиновению. Елена, мать 10-летней Ани, рассказывает, что ее дочь часто цепляется к словам: «Когда я сказала ей, что она ужасно себя ведет, она расплакалась: «Ты только что сказала, что я ужасно выгляжу! Ты назвала меня уродиной!» и убежала в свою комнату. Разумеется, я имела в виду ее поведение, но она решила, что я имею в виду ее внешность. Это так свойственно девочкам!»

Матери мальчиков, напротив, рассказывают о грубом и дерзком поведении своих сыновей. «Мой сын на любые мои советы и замечания отвечает: «Эй, в чем дело?». Меня пугает его грубость, но сам он, видимо, этого не понимает», – рассказывает Светлана, мать 10-летнего Саши.

Взаимодействие с ребенком переходного возраста может быть для родителей трудным или даже пугающим, но может быть и полезным. Многие родители отмечают, что, когда ребенок в хорошем расположении духа, им нравится наблюдать за его интересами и талантами. Кроме того, даже в переходном возрасте дети бывают дружелюбными и общительными.

Рассмотрим несколько советов, как общаться с ребенком переходного возраста так, чтобы это было безопасно для обеих сторон.

В такой период не время пытаться стать другом вашему ребенку и идти у него на поводу – следует в первую очередь оставаться родителями. Несмотря на сложное поведение, ребенок ждет от вас помощи в преодолении этого запутанного периода. Так или иначе, ребенок прислушивается к тому, как вы относитесь к данной ситуации.

Потребность ребенка в самостоятельности в этот период возрастает, поэтому вам нужно будет придумать для него новые правила. В первую очередь выясните, какие правила для вас являются наиболее важными (например, четко определите, какое поведение в тех или иных ситуациях является правильным, а какое – нет). Не обращайте особого внимания на вещи, которые в долгосрочной перспективе не имеют большого значения, например, то, что он не убирает в своей комнате.

Затем убедитесь, что ребенок знает границы дозволенного. Родители могут спокойно относиться к тому, что ребенок вздыхает и делает недовольное лицо. Но, когда он переходит на крик или уходит посреди разговора, он должен понимать, что переходит черту.

Раньше, когда ваш ребенок еще не ходил в школу, вы могли заставить его делать то, что вы хотели, с помощью позитивного подкрепления (похвалы, поощрений и т.д.). Однако, несмотря на то, что многие родители считают, что в переходном возрасте нужно мотивировать ребенка с помощью наказаний, а не поощрений, позитивное подкрепление тоже может помочь.

Ирина, мать 9-летнего Ильи, рассказывает: «Я поняла, что в качестве наказания на моего сына лучше всего действует запрет на компьютерные игры. Это его любимое занятие. Но при этом нужно оставаться последовательной. Стоит один раз поддаться на уговоры и отменить наказание – и вы потеряете свой авторитет в глазах ребенка.

Очень важно объяснить ребенку, что вы тоже человек, поэтому к вам следует относиться уважительно. Когда ребенок кричит, что ненавидит вас, вы можете ответить: «Я не злюсь на тебя, но мне больно слышать такие слова».

Однако, уважение – это двусторонний процесс. Вы тоже должны проявлять уважение к ребенку. Если вы в порыве негативных эмоций скажете что-то обидное своему ребенку – извинитесь и скажите, что сожалеете об этом.

Когда разговор с ребенком переходит на повышенные тона или превращается в истерику, остановитесь и подождите, пока ребенок успокоится. Поощряйте ребенка брать паузу в разговоре, когда он испытывает сильные эмоции. Это хороший способ научить его спокойно вести диалог.

В подобной ситуации вы можете сказать: «Я не могу разговаривать с тобой в таком тоне. Успокойся, и мы поговорим позже». Обычно несколько минут, которые ребенок проводит в своей комнате, помогают ему прийти в себя.

Обедайте вместе с ребенком или гуляйте с ним в парке. Регулярно выделяйте время, которое вы будете проводить только вдвоем с ним. Не обязательно делать это по распорядку, но вы всегда должны быть открыты для общения, даже если ребенок просто хочет поболтать о компьютерных играх или последних событиях в школе. Вы не можете точно знать, почему ребенок завел разговор и что он хочет вам сказать. Но даже если этот разговор не кажется вам слишком важным, просто уделите внимание ребенку и поговорите с ним. Тем более следует быть внимательным к ребенку, когда он просит вас выслушать его. Когда ребенок поймет, что вы открыты для общения с ним, он охотнее станет делиться с вами своими мыслями и переживаниями.

Несмотря на то, что ребенок, становясь старше, нуждается в большей самостоятельности и постепенно отдаляется от вас, он все еще нуждается в теплой и безопасной домашней атмосфере. Поэтому прилагайте усилия, чтобы ее поддерживать. Если ребенок после уроков постоянно занят различными внешкольными занятиями и если у вас тоже плотный рабочий график, планируйте семейные занятия хотя бы раз в неделю.

Устанавливайте семейные традиции. Например, можно проводить вечер пятницы вместе с семьей: вместе готовить ужин, играть в игры или смотреть фильмы. Главное, чтобы ни друзья, ни компьютерные игры не мешали общению. Такие традиции напоминают ребенку, что он – часть семьи, в которой его любят и ценят.

Комментариев нет:

Отправить комментарий