#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик
Многие родители маленьких детей расстраиваются из-за того, что не понимают их невербальных сигналов. Несмотря на то, что обычно дети к двухлетнему возрасту уже знают около 200 слов, регулярно они используют только порядка 50-ти. Это означает, что свои потребности они выражают преимущественно с помощью невербальных сигналов. Родителям нужно научиться их понимать, иначе это может вызвать у ребенка истерику.
Разумеется, от вас не требуется читать мысли ребенка. Однако сигналы его тела могут подсказать вам, как реагировать в той или иной ситуации. Рассмотрим наиболее распространенные невербальные сигналы маленьких детей и их значение.
«Заберите ее! Мне не интересно!»
«Я чувствую тревогу».
В это трудно поверить, но такой сигнал, как скрещенные руки, может иметь более 60-ти интерпретаций. Но у маленьких детей это чаще всего означает, что ребенок чувствует себя неловко. Например, вы купили ребенку лошадку-качалку и предлагаете ему покататься. Возможно, он не может прямо сказать: «Я не хочу, чтобы эта непонятная деревянная качающаяся лошадь стояла рядом со мной». Но он может скрестить перед собой руки, как бы создавая защитный барьер. Маленькие дети любят изучать новые вещи, поэтому, если вам кажется, что ребенок не заинтересован в чем-то, на самом деле, возможно, он собирается с духом.
Если ребенок не решается сесть на лошадку-качалку, продолжайте заниматься своими делами. Позже вы можете снова предложить ему сделать это. Используйте свои собственные вербальные и невербальные сигналы, чтобы показать, что вам нравится лошадка (например, покачайте ее рукой или скажите: «Ух ты, как интересно!»). Но не заставляйте ребенка кататься – это может привести к истерике. Когда он успокоится, его любопытство возьмет верх.
«Я не хочу ее видеть».
«Я не хочу, чтобы она меня видела».
Реакция ребенка связана скорее с ним самим, а не с бабушкой. Прежде всего, посмотрите в лицо ребенку. Если он улыбается, он может просто играть. Но если он выглядит несчастным, он может прятаться из-за того, что испытывает тревогу. Маленькие дети испытывают самые разнообразные эмоции, но не всегда знают, как их выразить.
Не придавайте этому слишком большого значения. У вас, вероятно, будет соблазн сказать бабушке: «Он такой застенчивый», чтобы она не чувствовала себя неловко. Но не стоит навешивать на ребенка ярлыки. Постарайтесь объяснить, что случилось. Скажите ребенку: «Похоже, что ты чувствуешь себя неуверенно. Можешь присоединиться к нам, когда захочешь». Когда ребенок присоединится к вам, покажите своим видом, что вы этому рады.
«Я сделал что-то плохое и не хочу, чтобы вы об этом узнали».
«Я испытываю отрицательные эмоции по поводу того, что я сделал».
Отсутствие зрительного контакта не всегда является признаком того, что ребенок что-то скрывает. Кроме того, что ребенок может быть просто застенчивым, он может чувствовать стыд и вину. Недавнее исследование американских психологов показало, что двухлетние дети, которые чувствовали вину за свои плохие поступки, в старшем возрасте были менее склонны к плохому поведению, чем те, кто не испытывал отрицательных эмоций в подобных случаях.
Сохраняйте спокойствие, если вам кажется, что ребенок что-то скрывает. Вы можете искать доказательства какого-то серьезного проступка ребенка, но на самом деле он может быть расстроен из-за того, что нечаянно свалил башню из кубиков, которую построила его младшая сестра. В любом случае родителям лучше всего реагировать позитивно. Если вы знаете, что случилось, объясните ребенку, что он сделал неправильно, и скажите, чтобы он этого больше не делал. Если вы не знаете, что случилось, скажите: «Я знаю, что что-то случилось, но все в порядке. Я люблю тебя». Таким образом, ребенок будет чувствовать себя уверенно и ему не понадобится ничего от вас скрывать.
«Отойдите от меня!».
«Я могу сделать это сам».
То, что на первый взгляд может показаться грубостью, на самом деле может быть не таким уж плохим. Ребенок начинает доверять себе и окружающему миру.
Постарайтесь не принимать поведение ребенка на свой счет – скорее всего, он все еще нуждается в вас. Если он хочет рассмотреть вблизи дерево в парке, позвольте ему прикоснуться к стволу или понюхать, как пахнут листья. Не вмешивайтесь, если ребенок не делает ничего опасного (например, поднимает острую ветку, о которую может пораниться). Такие занятия помогают ребенку зарядиться положительными эмоциями и, скорее всего, в течение дня он будет лучше себя вести.
Комментариев нет:
Отправить комментарий