#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик
Нетрудно заметить, что в наше время появляется все больше и больше детских дошкольных образовательных учреждений, имеющих какой-то профиль. В основном это касается частных заведений, однако определенное профилирование все чаще можно встретить и в государственных детских учреждениях. Существуют языковые, музыкальные и художественные детские садики, а также те, которые организованы согласно принципам, разработанным выдающимися педагогами. К последним можно отнести набирающие популярность «монтессорианские» детские сады.
Мария Монтессори (1879–1952), создатель образовательного метода Монтессори, была одной из первых женщин-врачей в Италии и одной из первых обладательниц ученой степени доктора наук. Кроме того, благодаря своей чуткости, открытости и целеустремленности она стала прекрасным педагогом. Почти всю свою сознательную жизнь Монтессори посвятила работе с детьми разных рас, национальностей, материального статуса и разных уровней интеллекта.
Свою работу она начала в психиатрической клинике, где заботилась о группе умственно отсталых детей, лишившихся родительской опеки. Наблюдая за ними, Монтессори обнаружила, что дети обладают определенной внутренней силой, которая буквально толкает их к развитию. Оставалось лишь пробудить эту силу, создав соответствующие условия. Непрерывно наблюдая за детьми, Монтессори придумала разного рода учебные пособия, которые стимулировали развитие ее подопечных в различных областях знаний. В результате ко всеобщему изумлению обученные ею «недоразвитые» дети оказались очень смышлеными и достигали лучших результатов в обучении, чем даже здоровые дети.
Известно, что на школьной олимпиаде в Риме, которая состоялась в 1900 году, воспитанники Марии Монтессори – «дети-идиоты» (так в то время называли детей, отстающих в интеллектуальном развитии) превзошли детей из обычных школ в письме, счете и чтении.
Тем самым доктор Монтессори доказала, что традиционные методы работы с детьми приводят к подавлению природной индивидуальности ребенка, а следовательно, эффективно задерживают его нормальное развитие. Это стало основой ее новой педагогической системы. В дальнейшем она переключилась на работу с интеллектуально здоровыми детьми и продолжила совершенствовать свой метод.
«...я брала то, что ребенок мне предоставлял, и выражала это – так был создан метод, называемый методом Монтессори», – говорила она о своей работе.
Основным открытием Марии Монтессори, а также сутью ее педагогики было утверждение, что каждый ребенок индивидуален, а следовательно, должен развиваться в соответствии с полностью индивидуальным планом развития. В нем непременно должны учитываться его возможности и способности, которые позволяют ребенку учиться самостоятельно и вместе с тем эффективно. В этом плане должно быть прописано все, что побуждает ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию.
Ее педагогическая концепция была основана на огромной природной потребности ребенка познавать мир и учиться посредством своей деятельности, активности, спонтанных и самостоятельных действий. Интересно, что в свое время именно ребенок обратил на это внимание Марии Монтессори, попросив ее: «Позволь мне сделать это самому!». Эти слова в дальнейшем стали лейтмотивом «монтессорианской» педагогики.
Внутренние потенциалы развития, заложенные в каждом малыше, нуждаются в определенных возможностях для своей реализации. Такими возможностями являются специально созданные условия воспитания и обучения, которые учитывают важные свойства детского мышления, открытые Монтессори. Такими свойствами являются:
В своей работе доктор Монтессори наблюдала за развитием детей и подростков от рождения до 24-х лет. В дальнейшем она разделила его на несколько этапов, каждому из них дав свое название. Первый, самый интересующий нас этап – это возраст от рождения до шести лет. В нем наибольшее внимание ребенка привлекает ближайшее окружение, т. е. то, что находится в пределах досягаемости и видимости. Это время, когда формируется индивидуальная и неповторимая личность, а следовательно, воля и характер ребенка. В течение первых трех лет пока еще бессознательно, а в течение последующих трех – более осознанно. Чувствительные фазы в этот самый существенный для дальнейшего развития ребенка период сосредоточены на шести областях:
(развитие движений и действий) – с момента рождения ребенок развивает крупную моторику (перемещение), а также мелкую моторику (совершенствует навыки захвата кистью); обучение в этот период в основном базируется на движении.
(восприятие порядка) – ребенок испытывает большую потребность в поддержании порядка и рутине, что помогает ему в построении определенной внутренней структуры, которая, в свою очередь, имеет важное значение для ориентации в окружающем мире; поэтому все должно иметь свое место и предназначение, чтобы обеспечивать ребенку ощущение безопасности.
(сенсорное развитие) – это период, когда ребенок совершенствует органы чувств и познает посредством них окружающий мир (посредством органов зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса), а значит, ему необходимо предоставлять учебные материалы, которые в большей мере воздействуют именно на органы чувств.
(восприятие маленьких предметов) – дети в этот период обращают особое внимание на мелочи, они могут посвятить им очень много времени, пребывать в завороженном и очарованном состоянии от маленьких предметов, относятся к крошечным деталькам, как к бесценным сокровищам.
(развитие социальных навыков) – социальная заинтересованность просыпается в ребенке в возрасте около 2,5 лет и в дальнейшем может проявиться в более широкой среде, например, в дошкольной группе (иногда, возможно, даже раньше). Дети с удовольствием учатся друг у друга и помогают один другому; учатся терпеть, уважать потребности других и сотрудничать с такими же, как и они, малышами.
(развитие речи) – сначала ребенок просто подражает взрослым; интерес к буквам и
начинается в возрасте 3,5–4,5 года, соответствующая стимуляция в этот период может пробудить в ребенке желание
; чуть позже наступает период интереса к чтению.
Чувствительные фазы в этот период настолько разнообразны, что, учитывая сочетание с «впитывающим сознанием» ребенка, обусловливают практически непрерывное воздействие на малыша. Конечно же, каждая мама или каждый папа замечали у своего ребенка периоды особого интереса к каким-то действиям. Малыш интенсивно концентрирует внимание на этой деятельности, а занятие ею сочетается у него с большой радостью и внутренним удовлетворением. Поэтому важно внимательно наблюдать за ребенком и поддерживать его. Также не менее важно как для родителей, так и для педагогов создавать условия, в которых ребенок сможет как можно чаще достигать такого состояния ума и духа.
О том, как выглядит стимуляция развития ребенка в этом периоде в условиях «монтессорианского» детского сада, вы узнаете в
Комментариев нет:
Отправить комментарий