#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик
В дошкольном возрасте, а именно между третьим и шестым годами жизни, ребенок начинает все более и более осознанно и избирательно накапливать опыт. С тем большим вниманием и заботой необходимо подготовить для него соответствующие условия и среду. Детский сад Монтессори в этом контексте обеспечивает ту среду, которая полностью учитывает потребности детей всех возрастных категорий.
Наиболее характерный для педагогики Монтессори принцип – это принцип, или «свободной работы». В соответствии с этим принципом дети могут работать свободно, без принуждения, без давления взрослого (педагога) или группы, работая над тем учебным материалом, который интересует их в данный момент. В соответствующе подготовленной среде ребенок может самостоятельно выбрать материал для работы, определить свое рабочее место и то, хочет ли он принимать участие в групповых занятиях или нет. Решение о режиме работы также остается на усмотрение малыша. Ребенок будет работать так долго, как долго это будет его увлекать и приносить ему удовольствие. После индивидуальных занятий с педагогом малыш может и должен начать работать самостоятельно, без помощи (если, конечно, она действительно ему не нужна).
Следующий принцип касается. Каждый предмет в комнате имеет свое место, на которое должен вернуться после окончания работы. В зале каждый ребенок также имеет свое рабочее место в данный период времени. Важны и эстетика помещения, дидактические материалы, заинтересовывающие своим цветом и формой. Вопреки расхожему мнению, дети любят порядок. Он дает им чувство безопасности. Порядок в рабочей среде – это порядок в сердце.
Очень важным является принцип. А разве он сочетается с принципом свободной работы? На самом деле, впечатление о том, что «монтессорианская» педагогика предполагает детскую вседозволенность, будто дети могут делать все, так как им все позволено, – это лишь видимость. Многие из ее принципов и правил ограничивают свободу ребенка и в то же время не отнимают этой свободы. Малыш может делать то, что его интересует, и то, что не мешает другим детям. Например, каждое учебное пособие часто в одном экземпляре, т. е. ребенок вынужден ждать своей очереди или попросить, или же присоединиться. «Мы не делаем того, что хотим, но мы хотим делать то, что делаем», – сказал когда-то один дошкольник о свободной работе.
относится к развивающему материалу Монтессори. Конкретное учебное пособие служит конкретным целям. Ребенок, который хочет узнать определенное понятие, может воспользоваться соответствующим учебным материалом. Например, если познает и совершенствует понятия, связанные с величинами и размерами (маленький – большой; больше – меньше и т. д.), работает с «розовой башней» (башня, состоящая из розовых кубиков пропорционально возрастающего размера). Ее цвет, толщина или длина кубиков при этом не имеют значения, потому что для познания этих понятий служат другие инструменты, соответственно цветные таблички, красные штанги, коричневые лестницы.
В соответствии с
весь учебный материал Монтессори является логически взаимосвязанным и представляет собой единое целое. Любое учебное пособие – это своего рода «звено», которое содержит в себе признаки ранее введенного дидактического материала плюс еще один признак. Ребенок может перенести то, чему он уже научился, на последующие этапы образования, во время которых будет работать с более сложным материалом или просто использовать полученные навыки в повседневной жизни.
Основная идея метода состоит в том, чтобы ребенок развивался в собственном темпе, в соответствии с собственными потребностями, в соответствии с планом, разработанным с учетом его личных интересов и возможностей. Нормой приобретения новых умений является погружение в конкретное действие, за которым неминуемо последует повторение. Причем ребенок может выполнять данную операцию столько раз, сколько захочет.
Материал Монтессори сконструирован таким образом, чтобы ребенок мог наблюдать свои ошибки, возникающие во время работы. Такой
подразумевает, что у малыша будет возможность самостоятельно сделать вывод, выполнено ли задание хорошо или плохо, а если он сделал ошибку, то сможет самостоятельно ее исправить.
Все приведенные выше принципы применимы и в условиях подготовленной среды....дошкольное заведение, правильно оформленные залы, развивающие материалы и соответственно обученные педагоги. В методе Монтессори они суммируются для обеспечения соответствующих условий полноценного развития ребенка.
Исходя из достаточно очевидного предположения, что именно дети являются главными хозяевами, «пользователями» детского сада, подготовленные «монтессорианские» залы обставлены мебелью, адаптированной к росту детей и их возрастным пропорциям, мебель легкая и функциональная – ее можно использовать различными способами, в соответствии с потребностями конкретного ребенка (передвигать по залу, например). Казалось бы, это абсолютно очевидные вещи. В настоящее время – да. Но в прошлом такое большое значение им не придавали.
Все стеллажи, полки, тумбы открыты, здесь нет места закрывающимся ящикам или шкафам. Учебный материал Монтессори и другие предметы, полезные в процессе обучения, всегда в поле зрения ребенка и досягаемости, доступны в любое время. В зале должно быть много зелени, приветствуется любое «живое» разведение, а также коллекции неживой природы: ракушки, камешки, «сокровища» разных времен года и т. д. Очень важно при этом правильно размещать учебный материал Монтессори.
Учебный материал Монтессори называется развивающим, потому что дает ребенку возможность всесторонне развиваться и, по мнению многих специалистов, является «ключом к познанию мира». Учебный материал сконструирован так, чтобы вести ребенка от частного к общему, от конкретики к более сложным вопросам и абстракции. В начале Мария Монтессори разделила его на три группы: для воспитания чувств, для обучения чтению и для изучения математики. В дальнейшем комплект учебных средств постепенно расширялся и сейчас он соответствует всем чувствительным фазам этого периода детства.
В современных «монтессорианских» детских садах мы можем встретить следующие группы дидактических материалов и учебных пособий («материалов Монтессори» или «Монтессори-материалов»):
Во-первых, учителем в Методе Монтессори является ребенок – сам для себя. Во-вторых, учебные материалы Монтессори. Взрослый (педагог) как человек находится на третьем месте и представляет собой еще один элемент подготовленной среды. Он необходим, но чаще всего остается в тени ребенка, следуя за ним и никогда его не опережая. Он является помощником ребенка в его развитии при тех формах работы, которые ребенок выполняет. Его главная задача – это тщательное наблюдение, изучение ребенка и вмешательство в его работу только тогда, когда это необходимо, а также подготовка среды – максимально увлекающей и побуждающей к активности.
Чаще всего «монтессорианского» учителя мы можем увидеть работающим с каким-то одним ребенком, либо ведущим уроки тишины, или терпеливо присматривающимся к работе детей, всегда готовым прийти на помощь тому, кому она по-настоящему необходима. Следовательно, наилучшими талантами учителя (а также родителей) являются умение наблюдать и знание того, когда и как следует вмешаться. Такой учитель, казалось бы ничем не примечательный, будто стоящий в стороне – просто кладезь знаний о каждом своем маленьком подопечном.
Центральное место в своей концепции Мария Монтессори отвела урокам и «упражнениям тишины». Внутреннее молчание как противоположность шуму внешнего мира способствует формированию здоровой, спокойной личности. «Упражнения тишины» должны быть постоянным пунктом дошкольного дня и не могут расцениваться в качестве наказания за слишком громкое поведение детей. Они могут быть своеобразным лекарством. Педагог (родитель) должен заинтересовать детей таким образом, чтобы они захотели вслушаться в тишину. «Уроки тишины» могут проходить вокруг существующего на полу эллипса. Дети могут ходить по нему в ритм тихой музыки, с какими-то предметами и определенным способом. Вначале лучше по одному, а позже всей группой. Упражнения, как правило, сконцентрированы вокруг одного органа чувств, чтобы дети всю свою энергию направляли на один конкретный опыт. Часто это позволяет ребенку открыть для себя что-то, чего раньше он не осознавал.
Зал в «монтессорианском» детском саду завораживает и манит. Уже с порога видно, что это чудесное место для жизни, обучения и развития, полностью учитывающее потребности ребенка. В то же время, это место отвечает всем требованиям культуры и цивилизации. В нем царит атмосфера, основанная на глубоком уважении к личности и индивидуальности ребенка, отказе от навязчивого влияния взрослых и обеспечивающая малышу максимум спонтанности. При соблюдении этого принципа становится возможным получение такого (или даже более высокого) уровня достижений, как и при традиционных системах обучения. Так происходит потому, что ребенок работает, исходя из своего собственного, свободного выбора, без давления и конкуренции. Следовательно, ему не угрожают перегрузки, чувство неполноценности и другие переживания, которые могут стать причиной различных нарушений в дальнейшей жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий