#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик

Скажите честно: как часто на детской площадке вы испытываете беспокойство, чтобы с ребенком ничего не случилось? Сколько раз вы произносите фразы «будь осторожен», «это опасно» или «не делай этого»? Если вы принадлежите к числу любящих, внимательных родителей, вероятно, вы делаете это очень часто.
Разумеется, никто из родителей не хочет, чтобы их ребенок пострадал. Однако в чрезмерной опеке есть ряд недостатков:
Вспомните, когда вам приходилось в последний раз столкнуться с трудностями. Возможно, вы готовились к марафону, и у вас было несколько месяцев изнурительных тренировок. Возможно, вы устраивались на новую работу и проходили собеседование. Какими бы ни были эти трудности, вспомните, что вы при этом чувствовали. Возможно, у вас были мысли: «Я не смогу» или «Я откажусь от борьбы, я сдаюсь».
Но вы не сдались.
Вспомните, как приятно было преодолеть трудности самостоятельно, несмотря на все сомнения и страхи. Как вы себя чувствовали после этого? Скорее всего, вы чувствовали силу, уверенность в себе и гордость.
Мы лишаем своего ребенка этих чувств, когда требуем, чтобы он слез с дерева или бросаемся ему на помощь. Представьте, что в то время, как вы пытаетесь справиться со своими трудностями, кто-то приходит и говорит вам: «Не пытайся сделать это. Это слишком трудно, и ты можешь травмироваться. Займись чем-то более безопасным».
А теперь представьте, что вы боретесь с трудностями, и кто-то говорит: «Я вижу, ты расстроен (испуган, нервничаешь). Тебе, наверное, трудно пробовать что-то новое. Если тебе понадобится помощь, я буду рядом».
Какое облегчение, не правда ли? Есть кто-то рядом, кто сопереживает вам и не давит на вас – это очень хорошо! Это именно то, чего дети ожидают от нас, когда идут на риск в своей игре.
Когда мы просто сопереживаем и ненавязчиво предлагаем свою помощь, ребенок усваивает, что:
Эти убеждения укореняются во время игры, ребенок берет их с собой во взрослую жизнь. То, как вы реагируете на ситуации, когда ребенок сталкивается с трудностями, влияет на ваши взаимоотношения с ним.
Должно быть, вы думаете: «Хорошо, я позволю ребенку рисковать. Я хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя уверенно, я готов сдержаться и не удерживать его. Но как я узнаю, когда мне нужно остановиться, а когда – вмешаться?»
Это справедливый вопрос. Где грань между свободой ребенка и вашей невнимательностью?
Вы должны четко оценивать риск и пользу от действий ребенка. Подумайте о том, что может случиться с ребенком в худшем случае. Ребенок может получить синяк или сбить колено? Или он может вымазаться? Затем оцените пользу, которую получит ребенок. Он сможет побороть страх перед катанием на коньках? Или он сдружится со сверстниками, играя в командные игры? Или поймет, что сбитый локоть – это не конец света?
Очевидно, в оценке риска и пользы многое зависит от уровня развития ребенка. Может быть, у вашего двухлетнего ребенка хорошо развита координация, и он сможет справиться с веревочной лестницей. Возможно, в 6 лет у ребенка еще недостаточно развита сила рук, и он не сможет пролезть по рукоходу. Наблюдайте за ребенком, чтобы понять его возможности.
Ваша оценка риска и пользы должна учитывать возраст ребенка, его физические способности и ваш собственный комфорт. Если действия ребенка приносят вам дискомфорт, доверьтесь своему инстинкту и скажите ребенку: «Я переживаю, что ты можешь травмироваться. Давай займемся чем-то другим».
С другой стороны, не бойтесь говорить ребенку слова ободрения: «Да, ты можешь получить пару царапин, но ничего страшного, можешь продолжать».
Когда речь идет о рискованной игре ребенка, основную мысль можно выразить одним словом: доверяйте.
Уделите минуту тому, чтобы подумать, как вы чувствуете себя, когда вам доверяют и не доверяют. В первом случае вы уверены в себе, во втором – нет. Разумеется, задача родителей – выразить ребенку свое окончательное мнение о том, безопасны ли его действия. Но саморефлексия и переоценка собственного стиля воспитания также необходимы, чтобы воспитывать ребенка эффективно. Спрашивайте себя: «Угрожает ли ребенку опасность или я не позволяю ему что-то из-за собственных опасений?»
Доверие начинается с того, чтобы перестать контролировать выбор ребенка. Когда мы справимся с таким своим желанием, наши отношения с ребенком начинают строиться на взаимном уважении, а не на страхе, беспокойстве или контроле. Как можно раньше покажите ребенку, что вы ему доверяете – это укрепит связь между вами на долгие годы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий