понедельник, 25 ноября 2019 г.

Пение птиц объясняет, как дети учатся говорить

#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик



Исследования американских ученых в области орнитологии дают новое представление о том, как человек осваивает сложные навыки, в частности речь.

Одна из гипотез, которую выдвигают ученые, заключается в том, что фонетическое звучание каждого слова создает в памяти определенный шаблон, своего рода запись. Ее ребенок воспроизводит каждый раз, когда хочет произнести то или иное слово.

Когда ребенок пытается сказать слово, его мозг сравнивает звук, который он произносит, с шаблоном слова, который существует в памяти. Результат этого сравнения передается через нейронные цепи, которые регулируют работу органов дыхания и речевого аппарата при артикуляции звуков. Когда звук соответствует шаблону, нейронная цепь усиливает артикуляцию звука. Если же нет – нейронная цепь получает сигнал об ошибке и пытается ее исправить.

Ученые пришли к таким выводам, исследуя пение птиц. Они установили экспериментальный механизм, который может быть применим и к маленьким детям и позволить проверить правильность данного предположения для развития речи у детей. Для этого необходимо отслеживать активность нейронов у младенцев (поскольку именно в этом возрасте у детей начинают формироваться навыки речи). Таким образом, можно отслеживать изменения нейронной активности в процессе развития навыков речи.

Рассмотрим подробнее, как проходило данное исследование.

Ученые фиксировали активность нейронов в определенной части коры мозга птиц, связанной с базальными ганглиями в центре мозга. Нейронные связи между корой и базальными ганглиями отвечают у человека за развитие моторных навыков (особенно тех, которые он использует на протяжении всей жизни). Нарушение таких связей могут быть причиной таких расстройств, как обсессивно-компульсивное расстройство, наркотическая зависимость и синдром Туретта.

Когда в процессе исследования птицы издавали звуки, подражающие звукам окружающей среды (то есть те звуки, которые птица ранее запомнила и воспроизводила), в одних нейронных цепях активность повышалась, а в других – понижалась.

Как отмечают исследователи, это редкий пример того, как активность нейронов меняется при усилиях, направленных на достижение цели, связанной с умственной деятельностью (в данном случае – при попытке воспроизвести по памяти ранее услышанный звук). Это явление во многом объясняет работу человеческого мозга в процессе обучения.

Вероятно, таким же образом человеческий мозг работает, когда человек учится подавать мяч в теннисе или осваивает другие навыки, требующие точности. Ученые планируют продолжать исследования в этой области, чтобы подробнее исследовать работу нейронных цепей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий