#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик
Для современной образовательной культуры присущи непременное стремление к самым высоким баллам тестирования и жесткая конкуренция при поступлении в вузы. Наличие перфекционизма приветствуется и даже рассматривается как желательная особенность детей относительно их обучения. Но результаты последних исследований показывают, что перфекционистское отношение может помешать способности ребенка достигать целей и формировать свое будущее. И действительно, перфекционисты часто борются с депрессией, тревожностью и низкой самооценкой.
Не понаслышке знаю о том, что это такое – быть перфекционистом. Я выросла в семье, где не зависимо от того, каких высот я достигала, этого всегда было недостаточно. Веря в то, что мои родители полюбят меня сильнее, если я буду добиваться чего-то более значительного, мои цели становились все выше и выше. Только когда я сама стала матерью, я поняла, что мой перфекционизм был не здоровым. Судя по всему, в глубине души я и сейчас по-прежнему остаюсь перфекционистом и до сих пор борюсь в попытке балансировать между собственной потребностью быть идеальной и безупречной и более эффективными стратегиями для достижения определенных результатов.
В нейробиологии существует множество доказательств того, что некоторые из нас более «жестко», чем другие связаны с перфекционизмом, а значит, он становится их пожизненной чертой личности. Но мы также знаем и то, что помимо природных данных перфекционизм подпитывается также жизненным опытом и культурой.
Давайте рассмотрим нашу повседневную жизнь и социальные аспекты, которые окружают наших детей. Журналы демонстрируют идеальное тело. Университеты стремятся получить абитуриентов с лучшими оценками. Спортивные команды хотят победителей, а не проигравших. Реалити-шоу обещают мгновенную известность. А СМИ определяют успех, как наличие материальных благ, а не богатство внутреннего мира.
Поэтому, хоть мы и не способны изменить нейробиологию ребенка или единолично изменить современную культуру, но мы МОЖЕМ изменить жизненный опыт дочери или сына посредством нашего родительского наставничества, воспитания и обучения.
Задайте себе несколько вопросов. Если вы узнаете эти черты в своем сыне или дочери, вы, скорей всего, растите и воспитываете перфекциониста! Итак, характерно ли для вашего ребенка:
Когда дети стремятся к точности во всем, что они делают, перфекционизм становится их основной стратегией принятия решений и преодоления проблем. Это тяжелая, бесконечная работа, которая часто приводит к нерешительности и в итоге не позволяет достигнуть цели.
Перфекционизм создает порочный круг, в котором стремление приложить все больше и больше усилий и труда для достижения цели, никогда не приносит приятного чувства удовлетворенности своими результатами или же самим собой в целом. Тем не менее, перфекционизм важен для многих жизненных начинаний. Он является стратегией, которая способна развивать настойчивость и продуцировать инновации, ведущие к созданию новых великих компаний и продуктов.
Я в своей жизни попыталась задействовать все свои сильные перфекционистские преимущества, но при этом не позволять им контролировать меня и управлять мною. Правда, это был долгий, тяжелый путь, и насколько было бы проще, если бы мои родители были в курсе, как помочь мне переосмыслить представления об успехе.
Помогая избегать ловушек перфекционизма, мы можем продолжать устанавливать высокие стандарты для своих детей и подростков. В любом возрасте, следующие шесть руководящих принципов помогут детям уравновесить их перфекционизм с более эффективными стратегиями в реализации цели.
Помогите детям ориентироваться на процесс, а не на конечный результат. Процесс должен быть столь же увлекательным, интересным и полезным, как и достижение конечной цели.
Помогите детям учиться на ошибках. Ошибки – это не неудачи, а возможности для обучения.
Бросьте вызов детским стандартам достижения успеха. Например, в школьном проекте, в котором задействован класс, или во время заданий на лето, попросите ребенка, чтобы он настроился на 80 или 90 процентный успех, вместо 100%. А потом обсудите результаты. Рухнет ли его мир от того, что вложенные усилия не были идеальными и совершенными? Вероятней всего, нет.
Если вы заметили тревожность или беспокойство у ребенка, поговорите с ним о его ожиданиях. Соответствуют ли они реальным характеристикам поставленной цели? Помогите ему переосмыслить их и достичь по-настоящему комфортного результата.
Когда дети нерешительны и стесняются рисковать и выталкивать себя из зоны комфорта, определенное отношение к ситуации, необходимое для пробуждения в них инициативности, поможет преодолевать страхи. Полезными, например, могут быть следующие вопросы: «Чего ты больше всего боишься?» или «Что самое худшее может произойти?». Получив ответы, вы сможете перемоделировать их отношение в более продуктивное.
Учите детей расставлять приоритеты. Не все задачи стоят перфекционистского подхода. Когда дети научатся отличать важные задачи от наименее важных, они станут намного более успешными.
Если вы окажетесь таким же перфекционистом как и я, выполнить задачу по воспитанию вашего ребенка-перфекциониста будет довольно-таки не просто.
Например, давайте представим, что ваша дочь работает над научным проектом. Но ей приходится постоянно отвлекаться, так как необходимость готовиться к экзамену по другому предмету имеет для нее больший приоритет. Чем ближе будет финальная дата, когда необходимо будет предоставить итоговые результаты по проекту, тем более взволнованной и тревожной она будет становиться. Страх, переживание не успеть выполнить проект вовремя при этом будет непосредственно влиять на качество работы. А значит, у нее возникнет эмоциональный «крах».
Как будете реагировать вы? Как и я в те годы стремительно броситесь ей на помощь? Да? Значит, вы – перфекционист и не приветствуете неудачи ни в своей работе, ни в работе ваших детей!
Эх... если бы я только могла вернуться на несколько лет назад и переосмыслить то, как мое собственное перфекционистское отношение повлияло на мой стиль воспитания, я бы, скорее всего, в первую очередь постаралась помочь своей дочери уважительно отнестись к себе и почувствовать себя лучше, я бы по другому отнеслась к многочисленным достижениям.
Мне жаль, что я, вместо того, чтобы спасать свою дочь, не помогла ей учиться на ошибках и работать над эмоциональной составляющей. Я бы впитала все эти шесть руководящих принципов, в общих чертах изложенных выше, и призналась бы ей, что мы не можем достичь и выполнить все. Я приняла бы ее разочарование и огорчение и научила бы милосердию и состраданию к самой себе.
Если ее научный проект не оказался бы блестящим, я бы похвалила мою дочь за ее сильные стороны характера, ее творчество и оригинальность. Я бы помогла ей научиться грамотно определять и расставлять приоритеты.
Да! Задним числом всегда легко быть великим учителем! Но у вас есть возможность что-то изменить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий