#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик
Когда дети растут, познают и исследуют этот мир, им, конечно же, очень любопытно узнавать о погоде, ведь они обращают внимание на то, как тает снег, теплеет воздух, возникают различные особенности смены времен года. Для маленького ребенка восприятие постепенного перехода от одного сезона к другому может оказаться трудным. Но этот период - идеальная возможность внести в его лексикон разнообразие научных понятий, причем сделать это весело и интересно.
Изучение с ребенком различных времен года должно быть увлекательным исследованием, а не нарочитым академическим уроком. «Я думаю, что родители просто немного волнуются и переживают, что для такого тематического общения им не хватит собственных знаний, - говорит Кимберли Бреннемен, сотрудник Ратгерского университета и Национального исследовательского института раннего образования. - Не позволяйте своему страху останавливать ваш совместный процесс познания».
Изучение времен года включает в себя множество наблюдений, исследований далеко за пределами дома и забавных развлечений, причем в равной степени как для родителей, так и для детей. Начните его с использования следующих 10-ти идей, предлагаемых Кимберли Бреннемен и Мерилин Остин, учителей из Сан-Франциско.
Раз в неделю или раз в месяц выйдите с ребенком на улицу специально, чтобы задокументировать все, что вы увидите вокруг. Сосредоточьтесь на чем-то вполне осязаемом и конкретном: листья на деревьях, одежда прохожих; на том, что люди делают на улице (сгребают опавшие листья, расчищают снег), а также опишите животных и растения. Записи будут развивать и укреплять у вашего ребенка навыки наблюдения. Можно придумать и другой вариант журнала - сосредоточьте свое внимание прицельно на одном понравившемся лиственном дереве в вашем дворе или на вашей улице и также записывайте свои наблюдения в динамике.
Прогуляйтесь с ребенком по своему району или поезжайте в соседний парк, в ботанический сад или лес. Походите там, а потом остановитесь и внимательно посмотрите вокруг, прислушайтесь к звукам, ощутите запахи, потрогайте руками траву, деревья и даже попробуйте на вкус красивый листик или травинку. Пока вы изучаете все вокруг с помощью органов чувств, расширяйте словарный запас ребенка, задавая ему, к примеру, следующие вопросы: «эта температура просто холодная или может заморозить?», «горячая или вызовет кипение?», «какой воздух на вкус – свежий или влажный?», «как ты чувствуешь дождь, туман?» или «что ты ощущаешь, взяв в руки упавший град?».
В каждый из сезонов, пойдите с ребенком на рынок и выберите только те фрукты и овощи, которые созревают непосредственно в данном сезоне. Обсудите с ним, какие продукты характерны для того или иного времени года? Какой сезон самый вкусный? Создайте свою книгу рецептов с фотографиями блюд, которые вы сделаете вместе с ребенком, чтобы наглядно задокументировать различные вкусы целого года.
В вашем семейном календаре отметьте день, в котором ваш ребенок в связи с похолоданием в первый раз наденет свитер или же отметьте первый день лета, когда дочь в первый раз наденет купальник. Также отметьте день, когда станет настолько жарко, что захочется съесть мороженое, и первый день, когда ребенок получит большое удовольствие, согревшись горячим какао. К концу года, у вашего ребенка наберется целый календарь таких «первых раз»!
Внедрите понятие о температуре окружающей среды, записывая все об особенностях одежды, которую ваш ребенок носит при определенной температуре. Раз в неделю в период смены двух сезонов, например, от зимы к весне, записывайте температуру воздуха и вещь, которую ребенок надел. Затем поговорите с ним о той тенденции, которая прослеживается со временем. Как изменилась его одежда в связи с повышением температуры? А когда сезон будет меняться от лета к осени, вы можете снова повторить это наблюдение и поговорить уже о том, как видоизменяется одежда, когда температура окружающей среды падает.
Когда солнечные дни станут длиннее, вам необходимо будет поговорить с ребенком о причинах, почему мы стараемся защищать себя от попадания прямых лучей солнца. В яркий солнечный день, положите один листик цветной бумаги под прямыми лучами, а второй листик спрячьте под крышкой. После нескольких часов посмотрите на оба листика и оцените с ребенком то, что произошло с каждым из них.
Купите календарь, который вы специально отдадите ребенку на отслеживание погоды. При этом отмечайте ее ежедневно. Позвольте ребенку самому придумать символы, отображающие солнечную, дождливую, пасмурную, снежную и другие типы погоды (туманную, облачную). В конце каждого месяца, подсчитайте с ним количество солнечных, дождливых или пасмурных дней. Поговорите о том, какая погода наблюдалась вами в течение каждого сезона в целом.
В октябре или начале ноября выберите луковичные цветы, например, такие как тюльпаны, которые расцветут с приходом ранней весны. Возьмите одну луковицу, пусть она пустит маленькие корешки и стебель, а ребенок внимательно наблюдает за всеми изменениями. Посадите цветок в доме. Остальные луковицы высадите в вашем дворе. Записывайте вместе с ребенком все, что происходит с домашней луковицей, как она переживет зиму, и какой потом станет с наступлением весны. А также и то, что произойдет с теми, которые выросли во дворе без присмотра.
Предложите ребенку использовать бинокль, чтобы понаблюдать за животными в период смены времен года. Например, за тем, как белочки готовятся к зиме и собирают желуди и орешки под деревьями. Смотрите, как птицы мигрируют на юг. Или же наблюдайте, как весной птицы вьют свои гнезда. Читайте с ребенком различные книги про животных, добрые детские рассказы, которые помогут вам начать разговор о том, чем заняты животные в разные времена года.
Осенью, собирайте различные виды листьев и сортируйте их по тому, какие они на ощупь, или по их цвету или форме. Можно сделать необычный плакат или гербарий, чтобы дети смогли наглядно сравнить листья с геометрическими фигурами: овалами, кругами, квадратами и треугольниками.
В период, когда вы вместе с ребенком будете проходить через его первый опыт смены сезонов, не переживайте и не волнуйтесь о том, какие научные объяснения вы будете давать. Вместо этого, просто сосредоточьтесь на осязаемых наблюдениях. «Наука, - говорит Бреннемен, - это так же просто, как прогулка по району, которая помогает детям расширить границы своей любознательности».
Комментариев нет:
Отправить комментарий