четверг, 21 ноября 2019 г.

Гендерные различия в реакции на стресс

#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик



Когда девочки и мальчики расстроены, свое состояние они могут проявлять не одинаково. Девочки в таком случае, скорее всего, расплачутся, в то время как мальчики, вполне вероятно, ударят во что-то или убегут. Почему же существуют такие различия? Ответ может оказаться намного более конкретным, чем вы думаете.

«Бороться или бежать» – это естественная адаптационная реакция организма в ответ на воспринимаемые угрозы, будь то серьезная опасность для жизни и здоровья, например, такая, как автомобильная авария, или же угроза для своей собственной самооценки - такая, как серьезное жизненное испытание. Суть происходящего заключается в том, что организм (тело) готовится защищать себя от надвигающейся опасности или же решает от нее убежать.

При этом происходят следующие физиологические изменения:

Хотя девочки тоже испытывают такой физиологический ответ, как борьба или бегство, мальчики переживают более мощную активацию этой физиологической реакции на воспринятый стресс. Когда мальчик сталкивается с ситуацией, расцениваемой им как угрожающая, он может отреагировать внезапно и его поведение станет проблемой для окружающих. Поэтому, детей нужно учить управлять сильными эмоциями и, если никто не показал мальчику, как контролировать свою реакцию, он не сможет понять, почему же другим людям так не нравится его порыв.

К стратегиям, которые могут помочь мальчикам управлять своей реакцией на стресс, в том числе относятся следующие:

Американский профессор Шелли Тейлор и ее коллеги предположили, что женщины, и в частности девочки, могут быть менее склонны реагировать на стресс мощным ответом «бороться или бежать». Несмотря на то, что на такую реакцию в определенных ситуациях способны все девочки, все-таки в большинстве случаев, скорее всего, они ответят тем, что Тейлор и ее коллеги назвали реакцией «забота и поддержка».

Девочки в состоянии стресса, более вероятно, обратятся к другим девочкам за поддержкой и защитой друг друга от воспринимаемой угрозы. Именно социальная поддержка помогает им управлять своей реакцией на стресс. Однако, в других ситуациях такая выраженная склонность полагаться на социальную поддержку, может поставить девочек под угрозу. Например, во время тестирования или контрольной работы в школе просьба о помощи и поддержке будет неуместной, так как будет расцениваться учителем как определенная хитрость в попытке узнать правильные ответы у одноклассницы.

Если вы подозреваете, что ваша дочь встревожена в связи с предстоящим тестированием, важно вмешаться прежде, чем проблема усугубится еще глубже. Вы можете помочь дочери, обучив ее способам расслабления в условиях стресса.

Стратегии, которые помогают девочкам справляться с их тревожностью и волнением в стрессовых ситуациях, могут быть следующими:

Есть также и более общие стратегии работы с девочками, например, следующие:

Понимание различий в физиологических и эмоциональных стрессовых реакциях между мальчиками и девочками позволяет родителям и педагогам более тонко подбирать свои ответы и стиль общения с ними в период стресса, а также помогает им сформировать эффективные копинг-стратегии (стратегии преодоления).

Комментариев нет:

Отправить комментарий