#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик
Дети с небольшой разницей в возрасте, как правило, чаще дружат, чем враждуют. Но длительное совместное времяпрепровождение (например, во время каникул) может стать реальным испытанием для их любви. К концу нескольких недель, проведенных в обществе друг друга, они начинают раздражаться и обмениваться всевозможными «любезностями», такими как «Ты мне надоела!» и «Оставь меня в покое, уди от меня!».
Грубое отношение – к брату, сестре или кому бы то ни было – несомненно, плохая привычка. Но что же делать? Известно, что большинство братьев и сестер ссорятся, и что социологи постоянно регистрируют относительно высокий уровень враждебности в отношениях между детьми в семье. С этим нельзя мириться, ведь мы хотим, чтобы наши дети были. Как добиться того, чтобы родные братья и сестры стали лучшими друзьями на всю жизнь? К счастью, родителям на помощь приходит наука. Вот что советуют специалисты.
С самого раннего возраста дети начинают следить за тем, насколько их собственные отношения с родителями отличаются от отношений мамы и папы к братьям или сестрам. Важно не то, что мы относимся ко всем детям одинаково, а то, что дети верят в то, что наш дифференцированный подход является справедливым. На самом деле не имеет значения, считаем ли мы, что относиться к детям по-разному – это справедливо, важно то, что думают по этому поводу сами дети и согласны ли они друг с другом в этом вопросе. Если дети считают, что родители относятся к ним справедливо, так, как к другим братьям или сестрам – одинаково сильно
и
– родственные отношения между ними становятся более позитивными.
В связи с этим обращайте особое внимание на тепло, которое вы дарите детям: когда малыш замечает, что родители относятся к нему с меньшей теплотой, чем к братьям или сестрам, это может серьезно навредить его чувству счастья и взаимоотношениям с ними. У ребенка не только могут появиться признаки депрессии, но и отношения с братьями и сестрами станут более напряженными.
Обучение детей тому, как определять, контролировать, оценивать и изменять свои эмоциональные реакции на братьев и сестер, может оказать позитивное влияние на качество родственных отношений. Важно научить детей уметь снижать накал эмоций и степень огорчения из-за ситуации. Чтобы, когда родной брат или сестра станет выводить ребенка из себя (как умеют только братья и сестры), его негативная реакция не была чрезмерно интенсивной. Обучение
помогает детям наладить канал общения друг с другом, повышая шансы на то, что, в конце концов, они начнут дружно играть вместе.
Позитивный опыт совместных игр помогает детям заложить основу крепкой связи друг с другом на всю жизнь. Это доказано исследованием соотношения положительных и отрицательных эмоций: количество позитивных взаимодействий между братьями и сестрами должно превосходить количество негативных примерно в пять раз. Соответственно, важно искать для детей такие совместные занятия, которые будут доставлять им удовольствие. Даже дети, которые, кажется, совершенно не имеют общих точек соприкосновения или между которыми есть очень большая разница в возрасте, могут найти способы получать удовольствие от компании друг друга. Важно, чтобы родители помогали детям ежедневно находить время для совместных игр или другого позитивного опыта взаимодействия. Несмотря на то что большинство детей периодически спорят друг с другом во время игр, важно, чтобы позитивных впечатлений от совместных занятий у них оставалось больше, чем негативных.
Зная об этом, нужно стараться ограничивать проведение совместного времени малышами в тот период, когда они больше склонны к ссорам. Например, некоторые дети во второй половине дня более капризны и склонны к препирательствам, поэтому можно поощрять их проводить некоторое время в одиночестве или в игре с соседскими детьми (до ужина). Также важно ежедневно побуждать детей заниматься чем-то вместе – тем, что, по вашему мнению, принесет им позитивные впечатления. Например, они могут вместе ухаживать за домашними питомцами, если это приносит им удовольствие.
Между братьями и сестрами неизбежно возникают, которые им необходимо разрешать, и, если они обучены методам управления конфликтными ситуациями, качество их родственных взаимоотношений действительно улучшается. Первая цель состоит в том, чтобы научить их не реагировать импульсивно на мелкие проблемы, а делать важнейший первый шаг к урегулированию конфликтов – долгий,. В конечном итоге, мы хотим научить малышей тому, как правильно реагировать на эмоционально заряженные ситуации – спокойно доносить до брата или сестры свою точку зрения и актуальную потребность. Этому умению лучше всего учить в спокойных ситуациях с помощью ролевых игр, а не в пылу ссоры.
Тактика простого прекращения конфликтов не учит детей ничему. Когда они еще не умеют самостоятельно справляться со сложными ситуациями, родителям можно играть роль тренера по стратегиям управления эмоциями и разрешению конфликтных ситуаций и тренировать с детьми способы урегулирования конфликтов. Но когда мы вмешиваемся в их отношения, то должны помнить, что, хотя мы действуем из самых лучших побуждений, принимать одну из сторон конфликта или проявлять фаворитизм неправильно.
Исследования показывают, что малыши дошкольного возраста получают большую пользу от родительского руководства во время конфликтов. Однако когда дети достигают подросткового возраста, лучше всего позволить им самим находить нужные аргументы.
Для большинства родителей укрепление тесных взаимоотношений между детьми – одна из самых больших забот. При этом ничто так не радует, как любовь и доброе отношение братьев и сестер друг к другу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий