#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик
Родители играют большую роль в обучении детей искусству заводить друзей. Ведь если мы посмотрим на самых компанейских мальчиков и девочек, то увидим, что они обладают важными просоциальными чертами характера: они заботливы, участливы и всегда готовы помочь. У таких детей хорошо развиты речь и способность сдерживать свои эгоистичные и агрессивные порывы. Главным образом у них хорошо развиты навыки межличностного общения:, умение ставить себя на место другого человека и. Все это говорит о том, что умение дружить зависит от навыков, которые дети могут развивать и практиковать при активном участии родителей, а именно:
Далее представлены несколько советов, основанных на результатах исследований, которые помогут детям выстраивать дружеские отношения.
Каждый человек испытывает негативные эмоции и эгоистические побуждения. Но, чтобы успешно заводить друзей, мы должны держать свои реакции и желания под контролем. Исследования показывают, что дети лучше развивают контроль над собственными эмоциями, если родители разговаривают с ними о чувствах в сочувствующей манере и предлагают способы справиться с негативными эмоциями. Напротив, дети, чьи отрицательные эмоции часто упрощают («Ты выглядишь глупо») или наказывают («Иди в свою комнату и подумай»), как правило, имеют больше проблем с
Действительно ли обучение навыкам владения своими эмоциями помогает детям находить друзей? Вполне вероятно. Недавнее исследование показало, что стратегии эмоциональных отношений, которые мать использовала по отношению к пятилетней дочери, способствовали улучшению у нее навыков управления собственными эмоциями. Это, в свою очередь, повлияло на качество дружеских отношений девочки спустя 2–5 лет.
Исследования доказывают, что сверстники чаще отвергают дружбу тех детей, чьи родители практикуют авторитарный стиль воспитания – подход, для которого характерен низкий уровень родительского тепла и высокий уровень контроля.
Авторитарные родители не поощряют вдумчивые обсуждения и пытаются контролировать поведение детей с помощью наказания. Дети, которых воспитывают таким образом, редко развивают способность различать добро и зло. К тому же дети, которые подвергаются суровым наказаниям, как правило, демонстрируют большую враждебность и агрессивность.
Авторитетное воспитание также характеризуется высоким уровнем контроля, родители устанавливают ограничения и требуют от своих детей зрелого поведения. Но авторитетные родители относятся к своим детям с теплотой и пытаются формировать поведение детей путем рационального обсуждения и объяснения причин установления
Исследования показывают, что у авторитетных родителей дети, как правило, менее агрессивны, более самостоятельны, более сдержанны и в большей мере нравятся сверстникам.
Что здесь причина, а что следствие? Вполне возможно, что некоторые дети более склонны быть вызывающими в своих проявлениях, соответственно, они требуют от родителей более жесткой стратегии дисциплины. Но также вполне вероятно, что определенные аспекты авторитетного воспитания, такие как поощрение дискуссий, особенно дискуссий о чувствах и социальных конфликтах, могут улучшить социальные навыки и помочь детям искать друзей.
Первые, очень важные уроки общения дети получают дома, в своей семье. Недавнее исследование обнаружило, что у родителей, которые в течение многих лет показывали высокий уровень взаимосвязи при общении с детьми, выросли дети с более развитыми социальными способностями и навыками ведения переговоров.
Но мы можем сделать больше, чем просто вовлекать детей в семейные диалоги. Мы также можем предложить конкретные советы о том, как находить новых друзей.
Ряд экспериментальных исследований подтвердил тот факт, что дети улучшают свою ситуацию в отношении дружбы со сверстниками после того, как обучаются навыку. Активный слушатель это тот, кто ясно дает понять, что он весь внимание – путем соответствующего зрительного контакта, ориентируя тело в направлении собеседника, оставаясь спокойным и давая соответствующие устные ответы.
Существуют определенные наработки в программе обучения детей младших классов, которым сложно заводить друзей. Один из аспектов этой программы предполагает обучение навыкам инициировать беседы. Дети должны практиковать искусство «обмена информацией». Вот некоторые советы по этому поводу:
Дети могут практиковать свои разговорные навыки с помощью телефонных звонков друг другу.
Дети, которым сложно заводить друзей, должны избегать соревновательных игр и других ситуаций, которые могут провоцировать конфликты или препятствовать сотрудничеству.
Некоторые исследования показывают, что дети лучше ладят друг с другом, когда занимаются совместной деятельностью, направленной на достижение общей цели. Это верно и для школьных занятий, и для детских игр. Например, одно исследование сравнило, как вели себя мальчики четвертого класса в соревновательных и коллективных играх. В коллективных играх необщительные мальчики были менее неорганизованными и вели себя более зрело.
Основываясь на данных выводах, специалисты рекомендуют родителям просить детей избегать соревновательных игр, по крайней мере до тех пор, пока дети не разовьют свои
Пригласили в гости другого ребенка? Заранее спланируйте мероприятие и спрячьте игрушки, которые могут препятствовать социальному взаимодействию или провоцировать ссоры. Это означает, что необходимо убирать игрушечное оружие, игрушки, предназначенные для игры в одиночестве, или те, которые способствуют проявлениям эгоцентризма, например, видео- и компьютерные игры. И если ваш ребенок терпеть не может
игрушками, лучше спрятать их, пока приятель не уйдет домой.
Хотя даже младенцы демонстрируют признаки сочувствия, ошибочно считать, что полноценное сопереживание и эмпатия «возникнут» сами по себе, если вы оставите детей в покое.
Вы можете думать, что понимать выражения лица очень просто, но эксперименты показывают, что школьникам начальных классов нужно практиковать это умение для получения желаемого результата.
Давайте говорить конкретно. Если вы видите, как дети играют, и хотите присоединиться к ним, как вы поступите? Специалисты предоставили матерям несколько гипотетических сценариев, а затем матерей спросили, какой совет они бы дали своему ребенку дошкольного возраста. Исследователи обнаружили, что у матерей, которые давали лучшие советы, дети оказались наиболее социально приспособленными. Что же посоветовали матери?
Исследования, проведенные в обществе представителей различных культур, показывают, что детям лучше, когда родители контролируют их социальные мероприятия. Это не означает, что нужно стоять у ребенка над душой и вмешиваться в каждое его взаимодействие со сверстниками. Но это значит, что следует наблюдать за тем, где играет ребенок, и помогать ему выбирать друзей. Исследования подтверждают идею «плохого влияния». В одном исследовании дети младших классов, которые называли более агрессивных сверстников своими друзьями, с течением времени проявили большую склонность к формированию поведенческих проблем. А дети с проблемами поведения меньше всего нравятся сверстникам.
Маленьким детям требуется пристальное наблюдение. Но когда они становятся старше, родители должны постепенно отступать. Родители, которые чрезмерно контролируют своих детей, отбирают у них возможность развивать социальные навыки.
Одно из исключений правила «пусть дети решают проблемы самостоятельно» – это случаи издевательств, травли, преследования, т. е. случаи проявления. Это не здоровая часть детства, которая требует вмешательства взрослых.
Большинство исследований, упоминаемых в этой статье, проводили в западных странах. Но одинаковы ли правила дружбы в разных культурах? Да и нет. Например, взаимность – это не только человеческое качество. Оно было отмечено в отношениях между приматами. И, надо полагать, каждый согласится с тем, что раздражительные, деструктивные, властные, нечестные или эгоистичные люди не желательны в качестве друзей. Можно также с уверенностью сказать, что, готовность помочь, сочувствие и преданность ценятся во всем мире.
Но когда дело доходит до определения таких черт характера, как эгоистичность или готовность помочь, культуры могут отличаться. Изучение шести культур показало, что дети в Кении, Мексике и на Филиппинах проводят значительно больше времени, делая добро другим людям, чем дети в Японии, Индии и США.
Люди разных культур также могут интерпретировать поведение по-разному. Например, предположим, что ваш друг завалил контрольную по математике, в то время как вы получили высший балл. Стоит ли вам сообщать ему о своем успехе? В недавнем кросс-культурном исследовании американские школьники сказали, что такой поступок можно расценить, как хвастовство. Но китайские школьники смотрели на этот вопрос по-другому. Для них обмен информацией об успехе с менее успешным другом отправляет посыл «Я могу помочь тебе подготовиться лучше».
Комментариев нет:
Отправить комментарий