суббота, 23 ноября 2019 г.

Развиваем у детей оптимизм и мотивацию

#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик



В этой статье речь пойдет об оптимизме и мотивации, присущих каждому человеку от рождения, то есть о тех качествах, которые помогают детям учиться и развиваться, и о том, как родители могут воспитывать и развивать их у своих сыновей и дочерей.

Вы когда-нибудь задавались вопросом, на каком основании:

Такое поведение объясняется понятием, одним из двух ранних важнейших факторов, способствующих

ребенка. Со своим врожденным оптимизмом малыш способен сохранять уверенность в том, что, независимо от сложности проблем, с которыми ему приходится сталкиваться, настойчивость в конечном итоге поможет ему добиться успеха. Инстинктивный оптимизм – это качество, которое на генетическом уровне развито у людей и является двигателем, ежедневно побуждающим детей искать понимание и осваивать окружающий мир. Все дети приходят в мир с инстинктивным оптимизмом в той или иной степени в зависимости от их

Детская любознательность, движимая инстинктивным оптимизмом, – это лучшее вознаграждение или подкрепление, необходимое им для вовлечения в новый вид деятельности. Такое внутреннее стремление известно как

– второй важнейший фактор успешного обучения. Маленькие дети занимаются какой-либо деятельностью не потому, что они мотивированы со стороны, а потому, что просто получают удовольствие от своих занятий.

Большинство детей охотно посещают школу. Для них школа – просто еще одна задача на данном этапе развития, которую они считают посильной благодаря инстинктивному оптимизму и в которую вовлекаются благодаря внутренней мотивации. Тем не менее очень скоро ученики начинают понимать, что их судят и оценивают в конкурентной атмосфере, и, независимо от того, насколько хорошо они учатся, детям постоянно напоминают, что им есть к чему стремиться. Наша система образования часто обусловлена обещанием награды, угрозой наказания или конкурентным вызовом. Такие внешние мотиваторы могут быть эффективными и благонамеренными, однако они мешают развитию внутренней мотивации ребенка.

– учеба в школе из чистого удовольствия – скоро заменяется обещанием внешних вознаграждений, и внутренний энтузиазм ребенка обучаться подавляется.

Когда у детей появляются образовательные, эмоциональные, поведенческие, социальные, академические или другие проблемы развития, они начинают испытывать трудности в школе. Тем не менее даже те дети, которые сталкиваются с проблемами, рождаются с инстинктивным оптимизмом и внутренней мотивацией. К сожалению, наша система образования считает, что ученикам, испытывающим трудности при обучении, требуется более высокий уровень внешней мотивации для сохранения сосредоточенности на школьных заданиях. Однако именно эти дети больше всех нуждаются в развитии и подкреплении внутренней мотивации. Это не значит, что оценки, награды, наказания или конкуренцию нужно исключить из системы образования, просто необходимо поддерживать баланс между использованием внешних вознаграждений и подкреплением внутренней мотивации. Внутренняя мотивация приводит к самоподкреплению, что, по мнению специалистов, является основой успеха в обучении, даже более важным качеством, чем интеллект, способности и потенциал.

Когда ребенку не хватает инстинктивного оптимизма и внутренней мотивации, мы должны помочь ему обрести тот опыт, который будет способствовать дальнейшему развитию этих качеств. Очевидно, что такой ребенок склонен рассматривать свои ошибки как неудачи, избегать образовательных трудностей, развивая беспомощное или безнадежное отношение к школе. Вполне логично думать, что предложение внешнего вознаграждения будет мотивировать его решать трудные задачи, но оно может ослабить его природную мотивацию.

Существует много способов, чтобы укрепить врожденную мотивацию и оптимизм ребенка. Эти методы основаны, в том числе, на исследованиях ученых в области психологической устойчивости и мотивации. При этом ученые не ставили перед собой вопрос «Как одни люди могут мотивировать других людей?». Они задавались вопросом «Как одни люди могут создать такие условия, в которых другие люди смогут мотивировать себя сами?». Это важное различие, которое смещает акцент с мотивации, основанной на внешних наградах и наказаниях, на внутреннюю мотивацию (т. е. мотивацию, основанную на аутентичности,

и возможности

). Ученые предполагают, что внутренняя мотивация лучше всего развивается в условиях, удовлетворяющих наиболее значимые потребности людей. Они выделяют три таких потребности:

Родителям очень важно учитывать эти потребности и создавать условия, которые будут способствовать развитию у детей мотивации и надежды.

Давайте рассмотрим перечисленные потребности немного пристальнее:

Дети и подростки становятся гораздо более внутренне мотивированными в условиях, в которых чувствуют, что взрослые им рады и проявляют о них заботу и беспокойство. Эта потребность очень важна в школе, что подтверждается часто цитируемым утверждением: «Людям все равно, сколько вы знаете, до тех пор, пока они не узнают, насколько вам не все равно».

Специалисты рекомендуют родителям регулярно уделять особое время наедине с каждым из своих детей. Посвящайте его исключительно вашему ребенку и избавьтесь от любых отвлекающих или мешающих факторов. Когда ребенок чувствует, что вы дарите ему свое безраздельное внимание и безусловную любовь, он охотнее идет на сотрудничество и становится мотивированным.

В основе теории мотивации лежит концепция собственности и права на самоопределение. Если наша цель состоит в том, чтобы создать условия, в которых дети смогут стать целеустремленными, то мы должны постараться дать им понять, что мы их слышим и уважаем их мнение, что они контролируют то, что происходит в их жизни. Если молодым людям постоянно говорят, что́ они должны делать, и при этом они чувствуют, что взрослые управляют их жизнью, они с меньшим воодушевлением и мотивацией будут браться за решение конкретных задач. Во всяком случае, они будут более мотивированными избегать или противостоять желаниям других людей, что зачастую приводит к противоборству, отказу от сотрудничества и

Внутренняя мотивация подпитывается тогда, когда взрослые различают и уважают усилия детей и подростков. Важно также, чтобы родители давали детям возможность укреплять навыки

и. Даже предлагая детям возможность делать выбор в мелочах, вы повышаете их целеустремленность. В одной из школ учителя дали ученикам право выбирать, какие задачи они хотят решать в качестве домашней работы. Например, если на странице было восемь математических задач, учителя говорили детям: «Право выбора за вами. Вы должны рассмотреть все восемь задач, но решить нужно только шесть из них – те, которые, по вашему мнению, лучше помогут вам закрепить пройденный материал». В результате учителя отметили, как сильно выросло качество выполнения домашних заданий после предоставления ученикам определенной возможности выбора.

Важно рассказывать детям о том, что они сами отвечают за свое интеллектуальное развитие. Дети должны усвоить, что они могут контролировать многое в своей жизни и что их интеллект способен развиваться. Тем не менее, убеждая детей в том, что учеба находится под их контролем, мы должны предоставлять им стратегии обучения, которые развивают их достоинства и борются с недостатками. Мы также должны объяснять и то, что если одна стратегия не эффективна, необходимо пробовать другую. При этом нужно стараться воздерживаться от постоянных указаний о том, что ребенку необходимо делать, и вместо этого предлагать рассматривать все возможные варианты решений.

Специалисты используют метафору «островки компетентности», признавая, что мы слишком часто зацикливаемся на проблемах, которые необходимо исправлять у детей, а не на их достоинствах. Каждый ребенок имеет свои сильные стороны, которые могут быть источником гордости и удовлетворения. Важно, чтобы родители, учителя и другие взрослые люди умели определять и развивать уникальные достоинства каждого ребенка. Эта задача является еще более важной для детей, которые испытывают трудности при обучении и часто считают себя неудачниками с малым количеством достоинств. Исследователи и клиницисты подчеркивают важность подкрепления островков компетентности как катализаторов целеустремленности.

Когда люди находятся в обстановке, в которой очень слабо ценят их достоинства и уделяется чрезмерное внимание их недостаткам, они более склонны чувствовать себя побежденными и даже безнадежными. Когда у ребенка преобладают такие негативные эмоции, страдают его внутренняя мотивация, инстинктивный оптимизм и желание решать новые задачи.

Существует много способов помочь детям почувствовать себя более компетентными. В школе педагоги должны обучать учеников таким образом, чтобы они усваивали материал и добивались успеха, признавая, что разным детям подходят разные стили обучения.

Как родитель вы можете помочь ребенку почувствовать себя

в своих силах, давая ему возможность заниматься тем, что входит в сферу его интересов. Допустим, сферой интересов вашего сына является живопись, при этом вы большой любитель спорта и разбираетесь в искусстве так же слабо, как ваш сын в футболе. Тем не менее вам следует признать важность проявления уважения к интересам и талантам сына и продемонстрировать это ребенку. Например, вы можете вместе записаться на урок живописи в художественной школе. При этом вы не только замечательно проведете время вместе, ваш ребенок будет счастлив продемонстрировать вам свой талант.

Еще одна стратегия укрепления островков компетентности и внутренней мотивации заключается в предоставлении детям возможности помогать другим людям. Дети, которые вносят свой вклад в благополучие других людей, испытывают удовлетворение, чувство компетентности и повышенной мотивации заниматься даже теми видами деятельности, которые они ранее считали трудными. Вот примеры того, как дети могут помогать другим людям:

Один из самых дальновидных способов помочь детям и подросткам почувствовать себя компетентными заключается в том, чтобы снизить их. В школе учителя могут бороться с этим страхом, инициируя дискуссии о том, как страх перед ошибками порождает чувство унижения и отрицательно влияет на процесс обучения. Учитель может поделиться собственным опытом совершения ошибок в школьные годы. Затем он может вовлечь класс в занятие по поиску решения этой проблемы, предлагая детям подумать о том, что бы они могли сделать на месте учителя и что они могут сделать как класс, чтобы свести к минимуму страх перед неудачами.

Как родители вы поможете ребенку перестать бояться ошибок, если не будете реагировать на них осуждающе или делая пренебрежительные замечания. Рассматривайте ошибки ребенка как возможность для его обучения и овладения навыками решения проблем. Делайте такие конструктивные комментарии, как: «В этот раз все пошло не так, как ты рассчитывал. Но давай подумаем о том, что ты можешь сделать по-другому в следующий раз». Когда дети знают, что их не будут осуждать или подвергать критике за ошибки, они становятся более оптимистичными и мотивированными и охотнее принимают взвешенные риски.

Инстинктивный оптимизм и внутренняя мотивация – существенные характеристики, которые движут каждого ребенка вперед и которые можно воспитывать (или уничтожать) на протяжении всего детства. Иногда для развития этих качеств от родителей требуются дополнительные усилия и время, но они, безусловно, помогут укрепить инстинктивный оптимизм ребенка и его внутреннюю мотивацию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий