суббота, 23 ноября 2019 г.

Властные, доминирующие дети и альфа-комплекс

#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик



Что такое альфа-комплекс? Начнем с того, что альфа-комплекс многолик и имеет различные проявления. Некоторые альфа-дети демонстрируют властность и директивность, доминирование и контроль; они чувствуют себя наиболее комфортно тогда, когда руководят и дают указания. Другие альфа-дети ведут себя, словно курицы-наседки, стремящиеся заботиться об окружающих, особенно слабых и притесняемых. Еще одно из проявлений альфа-комплекса – это желание и стремление быть первым, лучшим или самым осведомленным. И последнее его «лицо» – стремление к доминированию, используя слабости и уязвимые места других людей.

Проявления альфа-комплекса многочисленны и разнообразны, но в их основе лежат одни и те же основные инстинкты. Эти инстинкты можно называть альфа-инстинктами.

Из предыстории. Казалось бы, размышляя о привязанности, логично сделать следующий вывод: сопутствующим фактором воспитания детей должна быть привязанность детей к взрослым, ответственным за них. Однако все большее количество детей вращаются в кругу сверстников, а не своих родителей и учителей. Этот удивительный и противоречащий норме феномен привязанности был назван «ориентацией на сверстников».

Итак, как формируется альфа-комплекс? Очевидно, что главной целью привязанности является забота. Памятуя об этом, при более пристальном рассмотрении было обнаружено, что все инстинкты привязанности можно разделить на два больших взаимосвязанных направления. Эти направления были названы альфа-режимом и режимом зависимости.

Если говорить о привязанности, это единственный способ, с помощью которого мы можем, так сказать, находить подходы к друг другу. Когда мы взаимодействуем друг с другом, исходя из наших альфа-инстинктов (или в данном случае, даже исходя из инстинктов зависимости), то конкурируем, а не дополняем друг друга. (Представьте, что вы с супругом собрались на прогулку или в поездку на машине. Если оба будут руководить или оба подчиняться, процесс окажется тупиковым.)

Цель альфа-инстинктов в том, чтобы заботиться и проявлять заботу. Цель инстинктов зависимости – стать восприимчивым к проявлениям заботы и искать ее. Один набор инстинктов подразумевается, как ответ на другой. Тот, кто проявляет заботу, реализуется, когда от него зависят; тот, кто ищет, – когда его окружают заботой.

Чтобы понять смысл, представьте себе пару близнецов. Несмотря на одинаковый возраст, генетику и чаще всего условия воспитания, когда они привязываются друг к другу, природа пробуждает инстинкт зависимости в одном из близнецов и альфа-инстинкты в другом. Если это способствует сближению близнецов, один из них обычно становится альфа-личностью, а другой – зависимой личностью. Данные черты могут присутствовать у них в течение всей жизни.

Идеальные отношения двух «равных» людей могут быть скорее взаимными, обоюдными, а не иерархическими. Когда это происходит, потребность одного приводит в действие альфа-инстинкты другого и наоборот. Альфа инстинкты и инстинкты зависимости меняются и подстраиваются под обстоятельства. В жизни мы все сталкиваемся с их проявлением друг у друга.

Существуют три основные проблемы, связанные с мощными альфа-инстинктами. Прежде всего, человек может застрять и погрузиться в них, что приведет к развитию упомянутого выше альфа-комплекса. Если у ребенка или взрослого человека есть альфа-комплекс, альфа-инстинкты становятся чертой характера, а не чем-то, что продиктовано обстоятельствами. Так мы получаем детей, которые гораздо сильнее склонны отдавать приказы, чем выполнять их, руководить, а не подчиняться, раздавать указания, а не искать помощь, брать ответственность на себя, а не искать ответственного. Но такие дети могут быть и невероятно заботливыми, особенно по отношению к тем, кто им кажется слабым, обиженным, нуждающимся.

Вторая проблема проявляется тогда, когда альфа-инстинкты активируются вне контекста заботы о ком-то. В таком случае эти мощные стремления не служат своему предназначению – заботе о других людях. Такое часто случается, когда альфа-инстинкты не соответствуют роли в отношениях. Например, дети должны быть зависимыми от родителей, а не брать на себя ответственность за них. Когда альфа-дети взаимодействуют с людьми, к которым они не привязаны, то альфа-комплекс может принимать форму самовлюбленности и нарциссизма. Такие дети, как правило, хотят всегда выигрывать, быть лучшими во всем, быть в курсе всех событий. Их альфа-инстинкты используются не для того чтобы, а для того, чтобы заботиться о себе.

Третья проблема возникает тогда, когда ребенок или взрослый человек с альфа-комплексом противится, отгораживается от заботы и ответственности. В этом случае его альфа-инстинкты искажаются. Они все еще приводятся в действие, когда человек считывает сигналы слабости или уязвимости, но теперь не с целью заботы, а для того, чтобы использовать уязвимость для установления своего превосходства. Это признак развития обидчика, хулигана. Явный признак такого избегания – отказ от доверительного обсуждения (в котором обнажаются уязвимость и ранимость) того, что беспокоит, напускное безразличие (например, «мне все равно», «неважно», «как угодно») и нехватка словарного запаса для описания чувств уязвимости (например, обиды, страха или таких чувств опустошенности, как скучание и одиночество). В современных школах, в офисах и на предприятиях очень много таких «хулиганов» с тяжелыми альфа-комплексами.

Как только альфа-комплекс становится более понятным, такими же понятными становятся и последствия попыток воспитания альфа-ребенка. Как можно себе представить, альфа-инстинкты могут разрушать взаимоотношения родителей с детьми. Мы постоянно натыкаемся на альфа-инстинкты, особенно если дети «застряли», погрязли в них. Альфа-дети не восприимчивы к заботе. Кроме того, такие дети, как правило, более

и более подвержены проблемам, связанным с тревогой, таким как повышенное беспокойство и плохая. Альфа-дети чаще расстраиваются, что может проявляться в завышенных требованиях или. Более того, альфа-дети сопротивляются выполнению указаний и инструкций, стойки перед необходимостью слушаться, что делает их воспитание сложной задачей, особенно тогда, когда они больше всего нуждаются в нем.

При изучении и проведении параллелей этого явления с ориентаций на сверстников больше всего удивляет и шокирует то, что альфа-комплекс в наше время активно развивается у детей. Этот комплекс – причина большинства наших трудностей при воспитании современного поколения и это объясняет нашу озабоченность поиском выхода из ситуации.

Однако ответ на этот вопрос заключается не в том, что делать, а в правильных взаимоотношениях. Оказывается, наши дети не просто должны быть связаны с теми, кто их воспитывает, они должны быть связаны правильно, то есть зависеть и быть готовыми принимать заботу и воспитание. В действительности мы, родители, должны понять то, как необходимо вдохновлять наших детей доверять нам и зависеть от нас. Пока мы этого не сделаем, мы не сможем правильно воспитывать их.

Комментариев нет:

Отправить комментарий