#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик
Если вам часто приходиться говорить ребенку «Сосредоточься!», информация о творческих и конструктивных способах улучшения его внимания, представленная в данной статье, может оказаться для вас полезной.
Зачастую, дети в возрасте пяти-семи лет концентрируют свое внимание только тогда, когда хотят. Например, вы в миллионный раз можете показывать ребенку, как
«А», и снова повторяете: «Начни писать букву сверху вниз, а затем нарисуй палочку посередине». В это время ребенок смотрит куда угодно, только не в свою тетрадь. Он ерзает на стуле и играется карандашом. Вы продолжаете привлекать его внимание к выполнению упражнения и повторяете «Будь внимательным!», но в какой-то момент вашему терпению приходит конец. Как же так, ребенок слушает, когда вы
его любимые книги, слушает своего учителя плавания, когда тот подсказывает ему правильное движение рук, но вот во время занятий с вами… они приводят вас в отчаяние.
Детские психологи говорят, что в среднем четырех- и пятилетний ребенок должен уметь фокусировать внимание на задании в течение двух-пяти минут каждый год своего возраста. В среднем маленькие дети должны уметь оставаться сосредоточенными от четырех до двадцати минут, возможно, больше, в зависимости от задания. Но это общее правило, поэтому, как и любая рекомендация о воспитании детей, зависит от ситуации. Концентрация внимания должна быть увязана с контекстом, а также со временем суток (например, речь идет о первом задании с утра, в середине дня, перед дневным сном или перед ночным сном?). Родители сами могут заметить изменение сосредоточенности ребенка в течение дня. Концентрация внимания эластична.
То, сколько внимания ребенок уделяет заданию, также зависит от того, насколько это задание ему нравится. Многие дети сопротивляются, когда их просят делать то, что они не желают делать. По сути, в первый раз, когда вы знакомите ребенка с занятием, которое более важно для вас, чем для него, вы проверяете свой творческий потенциал и гибкость как родителя и учителя. Когда дети поступают в первый класс школы, у многих родителей начинается борьба за их внимание, потому что детям приходится выполнять более структурированные, повторяющиеся и академические задания. При этом их интересы часто сталкиваются. Например, после обеда вы хотите, чтобы ребенок начал писать слова по пунктирным линиям, а ему хочется играть в машинки на полу в гостиной. Но это не обязательно плохо. Игра в машинки хорошо мотивирует детей. Есть шестилетние дети, которые могут играть с конструктором в течение 30-ти минут, но не могут усидеть на месте, чтобы написать свое имя.
Поэтому творчество может способствовать превращению скучного занятия в веселое. Вместо того чтобы настаивать на том, чтобы ваш малыш писал карандашом букву «A» в своей тетради, вы можете попросить его написать ее мелом, вылепить из пластилина, теста или даже нарисовать краской на большом листе бумаги. Вид рабочей тетради может подавлять детей. Лучше придумайте свой собственный букварь. Вырезайте из газет или журналов картинки предметов, которые начинаются на букву «A», или листайте журналы вместе с ребенком и ищите там букву «А». Выстраивайте букву «А» из кубиков. Эти занятия помогают развитию мелкой моторики и гораздо более интересны. Даже игры «Угадай слово» и «Море волнуется раз», настольные игры и, могут способствовать усилению внимания ребенка. Родители должны сами замечать мелкие и интересные детали в своем окружении, чтобы демонстрировать ребенку то, как нужно обращать на них свое внимание. Во время прогулки родители могут останавливаться и показывать цвета растений, которые они видят или о которых говорят, рассказывать о форме камней, которые они поднимают и т. д.
Чтобы привлечь внимание ребенка, родители должны сами уметь концентрировать внимание. Родители иногда застревают в рутине и часто их внимание рассеивается. Но если наше внимание рассеивается и мы не можем заставить себя сосредоточиться, мы не должны ожидать этого от ребенка. Пребывание в непосредственной физической близости, четкие и краткие инструкции помогают детям лучше сосредоточиться на том, что им говорят. Лучший способ заставить ребенка сосредоточить внимание – это физическая близость к нему. Не выкрикивайте свои просьбы из кухни в гостиную. Пойдите в гостиную, станьте лицом к вашему ребенку, наладьте с ним визуальный контакт, опуститесь на уровень его глаз или коснитесь его плеча и скажите: «Я хочу, чтобы ты сделал это прямо сейчас». Или остановитесь, посмотрите на ребенка и скажите: «Саша, посмотри на меня. Чем ты должен сейчас заниматься?». Он ответит: «Читать». После этого скажите: «Покажи мне, что ты действительно знаешь, что нужно делать».
Родители также должны знать, что мешает ребенку сосредотачивать внимание. Возможно, он голоден или устал? Чтобы победить чувство голода или усталость, прежде чем он начнет выполнять домашнее или любое другое структурированное задание, дайте ребенку перекусить. Сделайте перекус здоровым, не перегружайте его сахаром и холестерином. Полезно предлагать печенье из цельного зерна, салат из сырых овощей с обезжиренной заправкой, йогурт, банан или яблоко. Также очень важен хороший сон, поэтому проследите, чтобы ваш ребенок достаточно долго отдыхал. Когда дети приходят домой из детского сада или школы, они тоже нуждаются в небольшом перерыве. Всем нужен отдых. Он помогает нам собраться и сосредоточиться. Если дети не отдыхают и перегружаются, они могут просить отдохнуть с помощью своего поведения. Т. е. они могут идти против наших правил или требований, что должно говорить нам о том, что детям требуется пространство, в котором их ум сможет поблуждать и расслабиться.
Если братья или сестры отвлекают друг друга, рассадите их заниматься в отдельных комнатах. Стратегия родителей может заключаться в создании организованного, но раздельного режима работы. Например, пока один ребенок занимается игрой на фортепиано в гостиной, другой ребенок может
в детской комнате, или один перекусывает на кухне, а другой читает в укромном уголке гостиной. Такая стратегия хорошо работает, потому что позволяет родителям уделять внимание каждому ребенку отдельно. Часто занятия всех детей в одной комнате становятся хаотичными и контрпродуктивными. После того как дети проводят целый день в классе, они хотят, чтобы мама уделила им внимание один на один.
В свою очередь, старшие дети могут помогать родителям достигать сосредоточения внимания младших. Например, полезно запрещать детям смотреть телевизор или играть на компьютере, пока все не выполнят домашнюю работу; это побуждает их помогать друг другу сосредотачиваться на заданиях, потому что все они хотят отдыхать перед телевизором или играть в компьютерные игры. Родители должны направлять детей и в то же время позволять им самим справляться с заданиями. При этом родители должны рассказывать об огромном значении концентрации внимания и подчеркивать его. Даже если кажется, что дети вас не слушают, это не так.
Дети могут отключаться и быть рассеянными, если думают, что задание для них слишком сложное. Им могут требоваться пошаговые инструкции о его выполнении. Например, вместо того чтобы просить ребенка, лучше сказать: «Сначала, пожалуйста, прибери все детали конструктора, а затем я вернусь и скажу, что тебе нужно делать дальше». Иногда, даже полезно рисовать процедуру выполнения задания на бумаге и вешать рисунок на стене (можно в виде смешного и милого комикса). Визуальное напоминание может послужить лучше, чем многократные словесные повторения, которые ребенок постоянно пропускает мимо ушей. Имейте в виду, что короткие напоминания более позитивны и действуют лучше, чем многоречивые скучные объяснения, крики или обвинения. И не забывайте хвалить детей за приложенные усилия. Чаще всего мы хвалим их за конечный результат, говорим: «Молодец, видишь, как ты можешь». Мы не придаем значения тому, что прекрасны сами усилия, которые ребенок приложил для выполнения задания. Вместо того чтобы говорить: «Ты не совсем верно написал свое имя и буква «H» выглядит немного не так», мы должны сказать: «Ты так старался правильно держать ручку и оставаться в пределах строки. Это замечательно».
Исследования также показали, что физические упражнения могут помочь детям научиться поддерживать концентрацию внимания. Доказано, что школьники младших классов, которые в течение дня занимались физическими упражнениями в перерывах между уроками, могли лучше концентрироваться на учебе и работе в классе. Другие исследования показали, что у родителей, которые ставят упражнения в приоритет семейной жизни, вырастают физически более активные дети. Родители должны помогать своему ребенку найти тот вид спорта, который будет ему по душе, а также предоставлять возможность заниматься на спортивных снарядах во время занятий на открытом воздухе, такие как мячи и скакалки, и ежедневно уделять время совместным пешим прогулкам или езде на велосипедах.
Еще один способ поощрять детей быть более активными – это ограничивать время на просмотр телевидения, так как это отвлекает внимание маленького ребенка. В 2011 году исследование, опубликованное в американском журнале «Педиатрия», обнаружило, что мультфильм «Губка Боб Квадратные Штаны» и другие динамичные мультфильмы сокращают продолжительность концентрации внимания четырехлетних детей. Чрезмерное раздражение и воздействие телевидения, компьютеров и видеоигр действительно могут повредить концентрации внимания. Педагогам приходится чуть ли не на голове стоять, чтобы привлечь внимание учеников, воспитываемых телевидением. Специалисты рекомендуют детям проводить не более одного-двух часов в день общего времени перед экраном, включая телевидение, видео, компьютер, телефон и видеоигры. (А дети в возрасте до двух лет вообще не должны проводить время перед экраном).
Вместо того чтобы включать телевизор или покупать ребенку смартфон, побуждайте его сосредоточиваться на других видах деятельности, которые будут способствовать повышению концентрации внимания. Дети могут читать, складывать паззлы, помогать маме готовить ужин, строить крепости из кубиков и стульев, а также помогать в домашних делах. Даже просто выключив телевизор и побеседовав с маленьким ребенком, можно развивать его внимание; когда родители сконцентрированы на ребенке и слушают его, они наглядно демонстрируют малышу то, как необходимо удерживать внимание.
Иногда у ребенка могут возникать проблемы с концентрацией внимания, которые трудно решить с помощью простых стратегий, и родители могут нуждаться в помощи учителя, педиатра или психолога. Некоторые признаки таких проблем у четырех- или пятилетних детей включают постоянную проблему усидчивости в течение более двух-трех минут, потребность в постоянном руководстве при выполнении заданий, предполагающих самостоятельное выполнение, перескакивание с одного вида деятельности на другой и неспособность контролировать побуждения. Например, дошкольник, будучи в детском саду, не может спокойно сидеть и быть внимательным, когда воспитатель читает детям книгу, потому что замечает, что нянечка готовится раскладывать еду. Вместо того чтобы поддерживать концентрацию, он может вскочить, так как хочет есть. В случае с детьми четырех- или пятилетнего возраста, если ребенок постоянно хочет делать то, что он хочет и когда хочет, это может быть признаком незрелой или не полностью функционирующей концентрации внимания.
Важно, однако, чтобы родители проявляли осторожность, предполагая, что их ребенок страдает от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который обычно диагностируется в раннем детстве и характеризуется импульсивностью, гиперактивностью, невнимательностью или комбинацией всех трех признаков. СДВГ не всегда бывает основной причиной, могут существовать и другие факторы, влияющие на концентрацию внимания. Когда мы, взрослые, обеспокоены чем-либо, нам трудно сосредоточить внимание. У многих детей тоже бывают серьезные беспокойства по поводу собственного «несовершенства» или неспособности сделать что-либо. Если у ребенка диагностировали СДВГ, то родителям необходимо вместе со специалистом разработать план, который поможет улучшить концентрацию внимания ребенка.
Такие расстройства, как депрессия, гнев и тревога, могут затруднить для детей задачу удерживать концентрацию внимания, маленьким детям нужна помощь в обучении тому, как справляться с этими тяжелыми переживаниями. Родители должны говорить со своими детьми об их чувствах и помогать им облекать эти чувства в соответствующие слова. Например, мама может сказать: «Ты переживаешь о том, что папа уезжает в командировку». После начала разговора следующим шагом будет помочь ребенку сделать что-то, что заставит его почувствовать себя лучше, например, нарисовать картину в подарок отцу, когда он вернется из поездки.
Вместе с ребенком можно составлять буквы, используя камни, машинки и деревянные кубики, устанавливать график мероприятий после детского сада: немного времени на игры, затем перекус и после этого – работа над. Ребенок может выполнять их в отдельной комнате вместе со своим отцом, что позволяет отцу уделять ребенку полное, безраздельное внимание. Со временем способность ребенка сосредотачиваться, скорее всего, заметно улучшится, и вы будете им гордиться. Ему по прежнему не всегда легко будет концентрировать внимание, но вам станет проще снова привлекать его к заданию, когда он будет отвлекаться. Даже если ребенок не любит писать, он сможет
и научится писать слова, а потом и целые предложения. Время творит чудеса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий