пятница, 22 ноября 2019 г.

Позитивные стили воспитания детей

#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик



Существуют различные стили воспитания, непосредственно связанные с отношением родителей к своим детям. Такое отношение можно разделить на позитивное и негативное. Следует подчеркнуть, что отношение родителей при этом влияет не только на поведение детей, но и на их зрелую жизнь в будущем.

Широкомасштабное исследование родительских отношений в свое время провела польский ученый Мария Земская и, несмотря на то, что ее книга «Родительские отношения» была опубликована в 70-х годах XX века, она и сейчас не потеряла своей актуальности (в 2009 году вышло уже третье ее издание). Далее в статье будет представлена классификация родительских отношений, источником которой и является указанная книга.

В этот мир ребенок приходит в определенной семье, в ней он растет, развивается и воспитывается. Каким станет человек в будущем, сможет ли налаживать положительные связи и выстраивать межличностные отношения, будет ли иметь адекватную самооценку, а также как будет относиться к собственным детям и каковы будут его ценности, а главное, сможет ли он жить счастливо, — все это в значительной степени зависит от того, как обращались с ним его родители и какими чувствами одаривали его в детстве.

Роль родителей огромна, так как они влияют на личность ребенка, на его поведение, действия и поступки как положительные, так и отрицательные. То, как родители будут относиться к ребенку, а именно, какое родительское отношение выберут для себя приоритетным, напрямую повлияет на удовлетворение основных потребностей ребенка. А ведь отсутствие или неполное удовлетворение способно привести к глубокому разочарованию и возможно даже к патологии и расстройству личности.

Отношение родителей, материнское или отцовское, является, по сути, тенденцией к выстраиванию определенного поведения в адрес ребенка своим специфическим способом. При этом можно выделить три его компонента: мысли, чувства и действия. Таким образом, через действие, через поведение родителей по отношению к ребенку, а также посредством того, что они и как говорят о нем, мы можем судить об их родительском отношении.

Классификация родительских отношений Марии Земской включает в себя 4 позитивных отношения и 4 негативных. Позитивные отношения будут рассмотрены в этой статье, а негативные в статье

Первое положительное отношение - это

- принятие его таким, какой он есть, как в плане внешности, так и в плане различных черт характера, наряду с природными возможностями и ограничениями в сфере интеллектуального развития. Это искренняя симпатия по отношению к своему маленькому чаду, чувство радости и удовольствия от общения с ним, выражение ему своих чувств (проявление любви к нему) и предоставление эмоциональной независимости, что обеспечивает чувство безопасности и удовлетворенности самим собой. Родители, принимающие своего ребенка, умеют распознавать его потребности и удовлетворять их. Они в состоянии увидеть и определить его недостойное (плохое) поведение, объяснить свою точку зрения, не критикуя при этом ребенка, а только лишь его нехорошие поступки.

Второе положительное отношение - это, понимаемое как одобряющее участие и заинтересованность как его развлечениями, так и его занятиями. Это умелое вовлечение детей и пробуждение их интереса к домашним обязанностям, а также к делам родителей, конечно же, с учетом их возраста и возможностей. Взрослые в данном случае являются активной стороной в установлении взаимных контактов, поощряют их и преобразуют в максимально привлекательные, готовы объяснять детям окружающий мир, помогают его понять и действовать в нем с интересом и чувством внутреннего удовлетворения.

Следующим отношением с положительным оттенком является. Это способность (для многих родителей тяжелая и болезненная) по мере взросления предоставить своему ребенку все более и более широкий диапазон свободы, а проявлять растущее к нему доверие. Важно при этом поддерживать свой авторитет, который не станет уменьшаться в результате расширения свободы ребенка, а также всегда иметь возможность руководить ребенком в случае необходимости. Родитель может объективно смотреть на своего сына или дочь и распознавать те моменты, когда он (она) находится в реальной опасности, требующей его помощи или вмешательства.

Последним положительным отношением является, не переоценивая, но и не недооценивая его роль. Родитель воспринимает и оценивает деятельность ребенка свободно, не навязчиво и не предвзято, позволяя ему брать на себя ответственность за собственные решения и действия, и выражает ребенку свою надежду увидеть в нем проявление зрелого поведения. Не навязывает и не принуждает к выполнению своей воли, не управляет (и не манипулирует) ребенком. Дисциплина при этом базируется на рациональных положениях и вводится после общих обсуждений, т.е. по взаимной договоренности и согласию. Используются предложения, объяснение и разъяснение, а ожидания в отношении ребенка являются четкими, ясными и учитывают его возрастные возможности.

Родители, которые проявляют положительное отношение, бережно заботятся о детях, удовлетворяют их потребности, терпеливы, хотят и готовы рассказывать и объяснить им все интересующие его моменты, включая какие-то базовые сведения о мире в целом. Связи между ними прочны, родители легко устанавливают контакт с ребенком и могут его объективно оценить.

Любое воздействие одного человека на другого оказывает какое-то влияние – положительное или отрицательное. В случае, когда задействуются правильные подходы, возникающие ситуации становятся прозрачными. Дети, которые принимаются родителями, учатся родственной привязанности и установлению прочных эмоциональных связей, умеют выражать свои чувства, проявлять эмпатию и готовы к взаимодействию, лояльности и солидарности.

Хотелось бы пожелать всем нынешним и будущим родителям, чтобы они относились к своим детям с любовью и уважением. Чтобы принимали своих детей, умели взаимодействовать с ними, предоставляли адекватную степень свободы и признавали их равные права в семье, не переоценивая и не недооценивая их роль.

Однако мы знаем, что некоторые родители не умеют или не хотят любить своего ребенка таким, какой он есть – с его недостатками и слабостями, часто вовсе независящими от него самого. Стоит учиться распознавать то отношение и позицию, которые родители выбирают в адрес своих малышей. Если это отношение положительное, его следует углублять, а если отрицательное, необходимо сделать все, чтобы исправить ситуацию к лучшему.

Комментариев нет:

Отправить комментарий