#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик
Младенцы зачастую лысенькие, толстенькие и часто плачут, но мы просто очарованы ими. Нам интересно, что же происходит в их маленькой головушке. Далее описаны одиннадцать фактов о головном мозге ребенка, которые должен знать каждый родитель.
Биологи считают, что если бы срок нахождения в утробе матери не был ограничен размерами таза женщины, дети оставались бы там и развивались значительно дольше.
Поэтому некоторые педиатры называют первые три месяца жизни ребенка «четвертым триместром» беременности, чтобы подчеркнуть, насколько сильно малыши нуждаются в нас, а также лишены социальных навыков. Первая улыбка, например, обычно появляется у ребенка на 10–14-й неделе его жизни, а первая фаза привязанности, по мнению ученых, начинается в возрасте около пяти месяцев.
Некоторые ученые, приверженцы эволюционной биологии, предполагают, что новорожденные дети социально не развиты (и их плач иногда раздражает) для того, чтобы родители не привязывались к ним слишком сильно, так как у маленьких детей существует повышенная вероятность смерти. С другой стороны, плач привлекает к ребенку внимание, необходимое для выживания.
Мозг маленького ребенка эволюционировал так, чтобы использовать реакции родителей для собственного развития. Префронтальная кора новорожденного – так называемая «оперативная» область мозга – временно не оказывает большого влияния, поэтому усилия по дисциплине или беспокойство о том, чтобы не разбаловать малыша, не имеют смысла на данном возрастном этапе. Вместо этого новорожденные узнают о голоде, одиночестве, дискомфорте и усталости и о том, что испытывает организм, когда эти болезненные чувства проходят. Родители могут помочь этому, оперативно реагируя на потребности ребенка.
Малыши не могут не плакать. На самом деле, у всех маленьких детей, независимо от того, насколько быстро реагируют родители на их потребности, пиковый период плача происходит в гестационном возрасте около 46-ти недель (большинство детей рождается в возрасте от 38 до 42-х недель).
Эксперты предполагают, что плач грудничков связан с физическим развитием, так как в разных культурах пиковые периоды детского плача происходят в одно и то же время после зачатия, независимо от того, когда ребенок появляется на свет. То есть, недоношенный ребенок, родившийся на 34-й неделе, достигнет пика своего плача в возрасте примерно 12 недель, а доношенный ребенок, родившийся на 40-й неделе, будет плакать больше всего в возрасте около 6-ти недель.
Когда дети имитируют мимику родителей, это вызывает у них аналогичную эмоцию и помогает развиваться основам врожденного понимания эмоционального общения. Этим объясняется то, почему родители часто показывают преувеличенно счастливые и грустные лица своим малышам. Сюсюканье, подражание детскому лепету – еще одна инстинктивная реакция, которую исследователи считают чрезвычайно важной для развития ребенка. Ее музыкальность и утрированная, медленная структура подчеркивают важные компоненты языка, помогая ребенку схватывать смысл слов.
После рождения человеческий мозг быстро растет и увеличивается более чем в два раза, достигая 60% своего взрослого размера к тому времени, когда карапуз пробует кусочек праздничного торта в свой первый день рожденья. К детсадовскому возрасту мозг достигает своего полного размера, продолжая развиваться до тех пор, пока ребенку не исполнится 23–25 лет. И даже после этого мозг не перестает меняться в лучшую или худшую сторону. Некоторые ученые полагают, что изменения в развивающемся детском мозге отражают в уменьшенном масштабе изменения, происходившие с мозгом человека за миллионы лет эволюции.
Мозг маленького ребенка имеет намного больше нейронных связей, чем мозг взрослого человека. Но у детей меньше тормозных нейротрансмиттеров. Поэтому, по мнению некоторых ученых, восприятие действительности у них более рассеяно (т. е. менее сфокусировано), чем у взрослых. Они смутно осознают почти все, что происходит, и еще не понимают, что является важным. Восприятие младенцев можно сравнить с уличным фонарем, который рассеивает свет по всей территории вокруг него, тогда как восприятие взрослого человека похоже на карманный фонарик, который намеренно фокусирует свет на определенных предметах, при этом игнорируя детали фона.
Когда дети взрослеют, их мозг проходит через процесс «упрощения», при котором нейронные сети формируются стратегически нужным образом и настраиваются с помощью приобретенного опыта. Это помогает им упорядочить свое восприятие мира, но вместе с тем снижает способность к инновациям, например, детям становится сложнее раскрасить собственное лицо пюре из моркови. По мнению ученых, творческие личности сохраняют некоторую способность мыслить, как младенец.
Даже имея сознание типа «уличного фонаря», дети способны фокусировать внимание на чем-то конкретном, но только на мгновение. Когда это происходит, они обычно издают звук, чтобы показать свой интерес. Детский лепет – несвязные и непонятные звуки, которые издают груднички, – это их акустическая версия наморщенного лба, и с ее помощью они подсказывают родителям, что готовы учиться. Инициативным родителям следует обращать внимание на такие сигналы. Единственное, что мы знаем наверняка, – это то, что дети становятся умнее, когда родители разговаривают с ними. Лучший способ диалога между детьми и родителями – когда родители отвечают детям в перерывах между их лепетом.
Некоторые родители стараются отвечать на каждый звук своего малыша. Однако если ребенок получает ответную реакцию в 100% случаев, ему становится скучно и он начинает отворачиваться. Процесс обучения малышей очень деликатный, он неизбежно прерывается, когда они не получают реакцию, на которую рассчитывают.
Инстинктивно родители реагируют на 50–60% детского лепета. Научным путем было доказано, что обучение речевым навыкам можно ускорить, если реагировать на 80% случаев детского лепета. Однако выше этой цифры обучаемость снижается.
Родители пытаются развивать речь ребенка, реагируя реже и медленнее на звуки, которые малыш произносит часто (например, «э»), и восторженно повторяя новые звуки, которые больше напоминают слова (например, «ма»). В результате ребенок начинает складывать вместе слоги своей речи.
Хотя с рождения дети могут плакать с интонациями, свойственными их родному языку, недавние исследования показали, что социальные реакции очень важны для того, чтобы ребенок смог полностью овладеть языком. Младенцы делят мир на то, что реагирует на них, и то, что не реагирует. Обучающие материалы, которые не реагируют на ребенка, не могут его научить. Записанный материал не реагирует на сигналы, которые подает ребенок, поэтому DVD для младенцев оказываются неэффективными. Если вы хотите помочь малышу стать более смышленым, выбросьте все эти бесполезные диски и больше играйте с ребенком.
Необходимость в человеческом общении не означает, что нужно бессмысленно развлекать ребенка день и ночь. Детям свойственна короткая концентрация внимания, и они легко перевозбуждаются. Поэтому иногда им следует помогать успокоиться. Можно покачивать детей, приглушать свет или пеленать беспокойные ножки и ручки, которыми малышу еще только предстоит научиться управлять. Способность успокаиваться, равно как и способность засыпать, особенно ночью, помогает улучшать развитие навыков, по крайней мере, у детей от одного года и старше.
Младенцы не очень хорошо слышат, и это может подтвердить тот факт, что плач не беспокоит их так сильно, как нас. Как правило, дети не могут различать голоса на фоне постороннего шума так же хорошо, как взрослые. Не полностью развитый слух объясняет, почему дети могут спокойно спать в многолюдной толпе или при работающем пылесосе и почему они не реагируют, когда их зовут уходить с детской площадки. По этой же причине постоянно включенная музыка или телевизор мешают малышам различать голоса вокруг и учиться речи. Хотя маленькие дети, как правило, любят музыку, она должна быть отдельным занятием, а не фоном при процессе общения.
Обычно ученые больше внимания уделяют отношениям между ребенком и родителями, однако исследования показали, что нужно воспитывать ребенка, как говорится, всем миром. Согласно исследованию, дети развиваются лучше, если рядом с ними постоянно находятся не менее трех взрослых людей, которые дают им понять «Привет, малыш, я здесь».
Исследователи считают, что если ребенок проводит время с кем-то еще, кроме родителей – с бабушками и дедушками, няней, другом семьи или любящей тетушкой, это помогает малышу учиться читать различные выражения лиц и улучшает его способность понимать точку зрения других людей. Известно, что в голове ребенка начинают происходить «взрослые» мыслительные процессы расшифровки эмоций других людей уже в семимесячном возрасте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий