пятница, 22 ноября 2019 г.

"Множественный интеллект": как понять своего ребенка

#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик



Принцесса из сказки. Автогонщик. Мама. Пожарный. Балерина. Космонавт. Это всего лишь часть ответов, которые вы можете получить, спросив ребенка «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Их ответы милы и необычайно трогательны, родители рассказывают о них семье и друзьям, но важно понимать, что в то же время эти ответы могут прояснить вам нечто очень важное о том, как ваш сын или дочь познает мир и о том, какой тип «множественного интеллекта» он или она имеет.

Итак, что же такое множественный интеллект? В 1983 году доктор Говард Гарднер, профессор Гарвардского университета, разработал теорию «множественного интеллекта». Ее целью было помочь родителям, педагогам, психологам и экспертам в вопросах воспитания лучше понимать то, как дети обрабатывают и изучают информацию. Гарднер предположил, что люди имеют не только интеллектуальный потенциал, данный им от рождения, но и много различных видов интеллекта.

Так каким же интеллектом обладает ваш ребенок? Ниже приводится описание девяти видов интеллекта по Гарднеру, а также советы о том, как помочь детям укрепить их сильные стороны.

(словесный ум). В школе такой ребенок сосредоточен, любит читать, имеет обширный словарный запас, больше предпочитает родной язык или социальные дисциплины, нежели математику и точные науки, с легкостью изучает иностранный язык, хорошо пишет и разбирается в правописании, любит рифму и различную игру слов, а также хорошо формулирует и высказывает свои мысли.

(числовой/рассудительный ум). Такой ребенок любознателен, ему интересно, как все работает, он любит цифры и математику (особенно, если может посчитать все в уме), игры-стратегии, шахматы, шашки, ребусы или логические головоломки, а также эксперименты, интересуется музеями естественной истории и любит компьютеры.

(визуальный ум). Такой ребенок легко обучается чтению и изучению диаграмм, схем и карт, мечтает научиться рисовать, делать эскизы и создавать 3D-скульптуры, любит смотреть кино и разбирать разные вещи, чтобы потом сложить их вместе.

(телесный ум). Такой ребенок преуспевает в более чем одном виде спорта, активен и не любит сидеть на одном месте, может подражать движениям и жестам других людей, любит прикасаться к вещам, чтобы рассмотреть их, получает удовольствие от физической активности и имеет превосходную координацию мелкой моторики.

(музыкальный ум). Такой ребенок во время исполнения музыкального произведения очень хорошо чувствует фальшь и с легкостью запоминает мелодии. Он обладает приятным певческим голосом, проявляет способности к игре на музыкальных инструментах, ритмично говорит или двигается, тихонько что-то

или насвистывает и, скорее всего, особо чувствителен к окружающим шумам.

(коммуникативный ум). Такой ребенок наслаждается общением с близкими людьми, является природным, заботлив, помогает своим друзьям решать проблемы, хорошо понимает интонации голоса, жесты, эмоции и выражение лиц других людей.

(самодостаточный ум). Такой ребенок проявляет чувство независимости, знает свои сильные и слабые стороны (способности и недостатки), лучше играет или учится, если остается наедине с самим собой. У него есть свои хобби или интересы, он не склонен много разговаривать, самостоятелен, имеет высокую самооценку и учится на успехах и неудачах.

(природолюбивый ум). Такой ребенок с удовольствием рассказывает о любимых домашних животных или красивых природных ландшафтах, любит посещать заповедники и зоопарки, имеет сильную связь с внешним миром, любит играть на свежем воздухе, собирать жучков, цветы и необычные листья, интересуется биологией, астрономией, метеорологией или зоологией.

(философский ум). Такой ребенок любит думать, размышлять, задавать вопросы и подвергать сомнению различные вещи. Он проявляет любознательность к жизни и смерти и демонстрирует философскую осведомленность и интерес, намного превышающие его календарный возраст. Он, например, задает такие вопросы, как: «Одни ли мы во Вселенной?».

Не волнуйтесь, если ваш ребенок силен лишь в 3–4-х областях. Так и должно быть. В каждом малыше заложен потенциал, чтобы быть интеллектуальным во всех перечисленных вариантах, однако, скорее всего, он будет проявлять преобладание одних и слабость других. И это нормально.

Специалисты советуют, что когда мы замечаем, что наш ребенок проявляет предпочтение определенного стиля познания (обучения), мы должны извлечь из этого пользу и предоставить ему множество возможностей выразить этот стиль в своей работе. Но не менее важно дать возможность проявить себя и в других вариантах. Иными словами, ваш ребенок может не осознавать, какой он предпочитает стиль обучения, пока не испытает его на деле.

Возможно, ваша дочь никогда не достигнет статуса принцессы, но зато она может написать роман о королевской жизни. И, возможно, ваш сын не ступит на Марс, но очень вероятно, что он будет проектировать ракеты следующего поколения. Независимо от вида интеллекта вашего ребенка, обязательно наблюдайте за его потребностями и побуждайте быть тем, кем он хочет быть. Пусть ваш малыш с увлечением и радостью мечтает о чем угодно, даже если этот процесс подарит вам несколько седых волосков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий