#ребенок #развитие #статьи #дети #девочка #мальчик
Существуют несколько ошибок, которые препятствуют полноценной беглости чтения. Их допускают как взрослые, так и дети. Однако именно в детском возрасте есть все шансы не допустить их укоренения и, соответственно, способствовать развитию хорошей скорости чтения. Таких ошибок только (или пока еще) - три. Какие же они?
Давайте разложим по порядку каждую из этих ошибок на причинно-следственные составляющие, зная которые мы сможем качественно повлиять на развитие навыков беглости чтения у ребенка.
Фонетизация (артикуляция, субвокализация) – так называемый «звуковой барьер», который заключается в тихом повторении читаемых слов. Эта привычка формируется непосредственно в детстве, когда малышей учат последовательно произносить вслух слоги в читаемом слове. Достаточно большая группа детей спустя некоторое время испытывает серьезные трудности при переходе от чтения по слогам к чтению целых слов или выражений (или даже неспособность выполнить такой переход). Отсюда и феномен фонетизации.
Существует два вида фонетизации:
Внутренняя фонетизация является более распространенной и в отличие от внешней ее сложнее устранить.
Поток информации у человека, читающего медленно, берет свое начало с визуального прочтения материала посредством зрительного канала восприятия, после чего текст «поставляется» в слуховой канал (именно здесь происходит явление фонетизации) и только после этого попадает в мозг. Внутренняя фонетизация не позволяет читателю превысить скорость произносимых слов, так как если он это сделает, то сразу же потеряет смысл текста. В результате скорость чтения составляет у него около 150 слов в минуту, что еще меньше, чем средняя скорость чтения взрослого человека (200-250 слов в минуту).
Устранение фонетизации является одним из важных условий приобретения навыков быстрого чтения. Быстрый читатель не произносит то, что читает ни вслух, ни в уме, поскольку в его схеме потока информации не задействуется слуховой канал, и информация передается непосредственно из зрительного канала прямо в мозг.
Регрессия - это обратные движения глазных яблок, т. е. возвращение взглядом к уже прочитанной части материала. Это явление чаще всего возникает:
Регрессия может быть непроизвольная или произвольная (сознательная, целенаправленная). У среднего читателя в тексте, насчитывающем около ста слов, регрессия возникает примерно 10-15 раз. Одна такая регрессия занимает от одной до нескольких десятков секунд. Не нужно даже и говорить, как это влияет на скорость чтения.
Чтобы хорошо понять само явление регрессии, необходимо знать ее причину. Она довольно прозаична, так как регрессия является следствием слишком малой концентрации внимания на читаемом тексте. Объясним это более подробно. Читатель после прочтения определенного абзаца, приходит к выводу, что во время чтения он думал о чем-то другом, и именно по этой причине ничего не понял, после чего он вынужден снова возвратиться к чтению уже прочитанного абзаца. А время, между тем, летит...
Если кто-то читает со скоростью более 1000 слов в минуту, явление регрессии практически не возникает, так как при такой скорости внимание читателя на 100% сосредоточено на чтении, что не позволяет совершать мысленные «прыжки в сторону».
Самой популярной причиной регрессии является встреча с неизвестным словом, буквально спотыкание об него. В случае быстрого чтения, читатель сразу же связывает значение данного слова или фрагмента текста на основании общего контекста, в котором эти выражения встречаются.
Помните школьные времена, когда во время чтения вы помогали себе пальчиком, указывая точное место, на котором должен был остановиться ваш взор? Тогда именно он служил вам таким указателем. Но учитель был прогрессивным и запретил вам пользоваться пальцем во время чтения, потому что «ведь так читают только очень маленькие дети». Однако, как оказалось, тогда вы были абсолютно правы. Глаза тоже нуждаются в руководстве.
Опираясь на авторитет ученых, можно утверждать, что наши глаза просто созданы для использования указателя. Лучше всего для этой цели использовать палец, карандаш, шариковую ручку или палочку. Указатель при этом ведем равномерным однотипным движением. Однако не нужно это делать вдоль всей строки. Глаза двигаются вниз по центральной части страницы и могут воспринимать от пяти до шести слов одновременно, а значит, останавливаются в начале и в конце каждой строчки. Таким образом, они охватывают информацию, которая находится сбоку.
Преимущества использования указателя во время чтения разнообразны. Назовем лишь самые важные: это уменьшает нагрузку на работу глаз, удерживает сосредоточенность ума и концентрацию внимания, ускоряет чтение, сохраняя высокий уровень понимания.
Существует много техник использования указателя. Перечислим несколько основных, в том порядке, в котором они должны быть использованы, а значит, от самых простых до самых сложных. Схема работы такова, что вы не сможете перейти к следующей технике использования указателя без ознакомления с более ранней. Наилучшие результаты приносит выполнение упражнений на очень высокой скорости без попытки понять что-либо, к ним вы можете прибегнуть в начале обучения. Тогда мозг сразу будет приучаться к работе на больших скоростях.
Разобравшись в сути допускаемых ошибок, как нам исправить их у себя и наших детей?
Лучшие и самые популярные методы следующие:
1. Механические. В чем они заключаются? Механические методы следующие: прижать кончик языка к зубам или прикусить его; зажать зубами карандаш (не касаясь его губами и языком); плотно закрыть рот, сжав челюсти; плотно сомкнуть губы, чтобы невозможно было ими двигать во время чтения; широко открыть рот и ворочать языком или перемещать им в процессе чтения жевательную резинку.
2. Чтение текста с одновременным выполнением «мешающих» действий. В чем заключается эта техника? В произношении букв алфавита в процессе чтения, счете, насвистывании, произношении слогов (например, «ля, ля, ля»), а также декламировании выученных наизусть стихов, лозунгов, текстов и т. д. Следует отметить, что применение этого метода в начальном периоде приводит к радикальному ухудшению степени понимания текста, а также снижению скорости чтения. Этого не стоит бояться, это временно.
3. Чтение текста с выстукивание ритма («центральные помехи чтению»). В чем суть? Во время чтения мы выстукиваем рукой или карандашом различные ритмы. Вначале, как правило, удается выполнить только что-то одно: отстукивать ритм, будучи не в состоянии сосредоточиться на чтении, либо сосредоточиться на смысле текста, потерявшись в выстукивании ритма. Чаще всего, «убив» абзац, простукивая ритм, мы понятия не имеем, о чем только что прочитали. И это нормальное явление, которое исчезает после определенного времени выполнения такого рода упражнений.
Ритм следует выстукивать карандашом или сжатыми большим, указательным и средним пальцами правой руки в темпе, совпадающем с ритмом наших нормальных шагов. Выстукивать полным движением всего предплечья.
Большинство упражнений, направленных на борьбу с регрессией, это упражнения с использованием указателя, так как он дисциплинирует работу нашего глаза. Следовательно, прежде всего:
Для начала выберите текст, который вам уже известен, без трудных выражений, к которым глаз наиболее часто возвращается, и на которых ваше внимание вынуждено постоянно останавливаться. При возвратных движениях (т. е. при переходе взгляда на следующую строку текста) не останавливайся взглядом слишком далеко от начала строки.
Тут как раз все очень просто. Если вы хотите снова вернуться к традиции использования пальчика во время чтения, никаких преград нет – просто начните им пользоваться и все. Рано или поздно это проникнет в вас, и вы выйдите на путь быстрого чтения. Так что практикуйте перечисленные ранее методы обращения с указателем сами и вместе со своим ребенком и у вас все получится.
Знание не мертво. Проверьте его на собственно опыте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий